Самарское УФАС обязало компанию ООО «Инфо-групп» выплатить штраф в размере 100 тысяч рублей. Организацию обвинили в незаконной рассылке sms-сообщений без согласия на то абонента. Житель губернии проголосовал против мобильного маркетинга и выиграл.
В декабре прошлого года в комиссию Самарского УФАС обратился житель города, попросивший разобраться с содержанием sms-сообщения, которое пришло на его личный номер. В тексте сообщения содержалась весьма безобидная информация – анонс предстоящего спектакля: «ПРЕМЬЕРА в театре «Дилижанс». Ст. Разина, 93, тел...». Вместо номера отправителя в графе значилось все то же название театра на латинице – Dilizhans. Самарец обратился в антимонопольную службу, подчеркнув, что согласия на получение данной рекламы не давал. Абонент сам выяснил, что рассылку осуществило ООО «Инфо-Групп» – в сообщении был указан номер, который, как узнал пострадавший, принадлежит компании.
На официальном сайте компании размещена информация о деятельности «Инфо-Групп» и предоставляемых услугах. ООО «Инфо-Групп» занимается массовой рассылкой sms-сообщений, голосовой (VoIP) и e-mail-рассылкой по собственной базе. В описании услуг на сайте представители компании обращают внимание своих потенциальных заказчиков на то, что все виды рассылок – «не просто технические термины, а эффективные инструменты для оповещения вашего клиента о происходящих, планируемых или прошедших мероприятиях». Залогом своей эффективной работы «Инфо-Групп» называет прямое сотрудничество с операторами сотовой связи, «что позволяет не поднимать цены до заоблачных высот и вместе с тем обеспечивать высокое качество предоставляемых услуг». Клиентами «Инфо-Групп», по данным самой компании, являются банки, страховые компании, ритейлеры, развлекательные заведения, справочные. Вероятно, одним из клиентов стал и тольяттинский театр «Дилижанс».
Комиссия Самарского УФАС России 6 декабря 2011 года признала рекламу, которую компания «Инфо-Групп» распространяла с помощью рассылки, незаконной. По решению УФАС, данная sms-рассылка нарушает ст. 18 Закона «О рекламе», согласно которой, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». При этом, в случае возникновения спорной ситуации, именно рекламодатель должен доказать, что абонент согласился получать рекламную информацию по sms. В итоге Самарское УФАС наложило на компанию штраф. Теперь ООО «Инфо-Групп» обязано выплатить 100 тысяч рублей за нарушение рекламного законодательства.
По данным, предоставленным Самарским УФАС, компания использовала список рассылки, основанный на критериях возраста и места жительства. Причем дело было возбуждено лишь на основании одного обращения, жалоб от других абонентов в антимонопольную службу не поступало. «В данном случае ООО «Инфо-Групп» является лицом, которое обладало технической возможностью рассылки рекламных сообщений, определяло список адресатов и имело возможность прекратить эту не заказанную и не одобренную потребителем рассылку рекламных материалов, в связи с чем и было привлечено к административной ответственности», – отмечает заместитель руководителя УФАС Марина Шабанова.
Мобильный маркетинг, предлагаемый компанией в качестве эффективной рекламы, подразумевает работу как с собственной базой «Инфо-Групп», так и с номерами клиентов, партнеров и сотрудников, которые предоставляет заказчик, обратившийся в компанию. Абонент, получивший сообщение о премьере в театре «Дилижанс», мог оставить свой телефонный номер при посещении театра или любого другого досугового места (например, заполнив какой-нибудь промо-буклет). По словам директора по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елены Харитоновой, такие случаи – не редкость. «Зачастую абоненты сами провоцируют sms-рассылки, оставляя свои номера телефонов в различных сетевых магазинах, службах такси и других подобных организациях. Такими клиентскими базами эти организации могут делиться друг с другом. А потом эти абоненты удивятся, получив sms с анонсом новой линии такси».
Однако директор проекта «Инфо-Групп» Александр на вопрос, почему абонент получил рассылку, на которую не подписывался, ответил иначе. «В этом случае неправильно был построен процесс запуска рассылки – операционист допустил ошибку, и среди адресатов механической рассылки случайно оказался номер человека, который не давал своего согласия на получение sms-оповещений. Его номер оказался единственным, который не должен был попасть в рассылку». Тем не менее, руководитель проекта сообщил, что компания не собирается обжаловать решение УФАС, «потому что по закону даже механическая ошибка операциониста обязывает к штрафу».