В Самарской области в 2012 году стартует масштабная работа по подготовке к запуску нового технологического проекта – универсальных электронных карт. Новшество станет мобильной заменой привычному паспорту, а также откроет жителям доступ к различным информационным системам города.
О новом проекте – универсальных электронных картах, которые заменят сразу несколько важнейших документов, – представители федерального Минэкономразвития заговорили еще в 2010 году. Введение этой инновации предусматривал законопроект «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Идея проекта заключалась в том, чтобы одна пластиковая карта открывала доступ к целому спектру государственных услуг в электронном виде. Также разработчики предлагали возможность «дополнять» карту доступом к услугам на региональном и муниципальном уровне.
Тогда же был разработан внешний вид карты: согласно законопроекту, на пластике должны разместиться фотография владельца, его фамилия и имя, собственно номер карты и срок ее действия, а также номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде. Помимо лицевой части карты, содержащей общедоступную информацию, в карту планировали вмонтировать электронный носитель, скрытый от посторонних, где будет указана дата и место рождения владельца карты.
Старт процесса внедрения электронных карт планировался на начало 2012 года: разработчики проекта полагали, что с этого времени карта будет доступна всем желающим «новаторам». С 2014 года правительство планировало начать повсеместное внедрение карт на территории страны.
Законопроект предусматривал, что выдача универсальных пластиковых карт будет бесплатной, в отличие от их обслуживания.
В итоге этап подготовки нововведения растянулся и вступил в итоговую стадию лишь сейчас. Дату ввода электронных пластиковых карт передвинули на 1 января 2013 года, в то время как наступивший год объявлен периодом отладки всех деталей проекта и окончательной проработки концепции единой карты. Вести столь масштабную работу в течение всего 2012 года будет региональный департамент информационных технологий и связи. В качестве уполномоченной организации, которая будет заниматься выпуском, выдачей и обслуживанием карт, определено ГКУ СО «РЦУП». Департамент определил и пилотную площадку для запуска проекта в Самарском регионе – ею станет город Тольятти.
Концепция универсальной электронной карты (УЭК) и цели ее внедрения не претерпели особых изменений с момента возникновения идеи. Во-первых, УЭК станет полноценной электронной заменой паспорта для жителей города. Во-вторых, она будет работать как «связка ключей» для доступа к различным информационным системам. По словам заместителя председателя правительства Самарской области, руководителя департамента информационных технологий и связи Станислава Казарина, с помощью карты жители города смогут «не только аутентифицировать себя, но и подписать заявление с использованием электронной цифровой подписи, которая также будет загружена в карту. Карта будет содержать номер СНИЛС, номер личного медицинского полиса владельца, данные водительских прав и т. д. Мы также предполагаем поместить в карту финансовый раздел, для того чтобы хранить денежные средства для оперативного расчета, к примеру за проезд».
Новая карта универсальна в использовании: помимо основной информации, наличие которой будет регламентировать департамент, на нее можно будет загрузить целый ряд дополнительных приложений. Среди вариативных возможностей карты: ее использование в качестве кредитной карты для оплаты покупок, студенческого билета, абонемента в библиотеку, водительских прав и даже в качестве дисконтной карты.
Проблема безопасности универсального электронного документа – одна из важнейших в процессе подготовки проекта к запуску. Высокую степень защиты данных о владельце карты гарантирует то, что, по проекту, сама карта не будет содержать юридически значимой информации о владельце, а будет выполнять функцию «ключа» к данным, уже содержащимися в информационных системах различных ведомств. К тому же, как отмечает Станислав Казарин, повышение уровня информационной безопасности является приоритетным направлением работы в процессе подготовки карт к выпуску.
«Мы сейчас самостоятельно анализируем, проводим аттестацию рабочих информационных систем, глубоко прорабатываем все технические задания, которые поступают в департамент, моделируем варианты угрозы данным и находим пути решения и очень внимательно анализируем все ситуации с участием электронной подписи. Уверен, что безопасность персональных данных при использовании универсальной электронной карты к моменту запуска проекта будет гарантирована», – подчеркнул Станислав Казарин.
В высоком уровне системы безопасности электронной карты также убежден президент федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта Николай Ульянов: «Карта несет информацию о держателе в визуальной и электронной форме, и ее очень сложно подделать и взломать. При этом УЭК поддерживает все современные способы защиты информации, в том числе с использованием мобильного телефона. В случае потери, карточка блокируется, а взамен выпускается новая».
Если заключительный этап подготовки проекта пройдет и завершится в срок, то уже 1 января следующего года жители Самарского региона смогут получить свои электронные карты, написав заявление в добровольном порядке и обратившись в уполномоченную региональную организацию. Получение карты бесплатно, предполагаемый срок ее действия составляет пять лет.