С 11 марта жители Самарской области смогут смотреть прямые трансляции балетных постановок в Интернете. У Большого театра появится собственный видеоканал на YouTube, где ежемесячно будут показывать самые популярные постановки для виртуальных зрителей по всей России.
Идея расширить зрительскую аудиторию и вывести спектакли за пределы театральных стен возникла у руководства Большого театра около двух лет назад. В марте 2011 года Большой театр запустил проект прямых трансляций балетных спектаклей в 300 кинотеатрах 22 стран мира. В реализации довольно крупного замысла театру помогали две французские компании. Итоги проекта впечатляют, но не потрясают: за год постановки театра на больших экранах посмотрело более 320 тысяч зрителей по всему миру. Однако руководство театра признает, что аудитория театра в киноформате могла бы быть куда больше.
Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов отметил, что больше всех не готовы к «прокату» спектаклей оказались российские кинотеатры. По словам Анатолия Иксанова, владельцы отечественных кинотеатров пока «не дозрели» до того, чтобы показывать прямые трансляции в своих залах. А может, не совсем готовой к просмотру постановок в кинозалах оказалась российская публика.
После неудачных попыток «привнести культуру» Большого в кинотеатры страны руководство театра решило выбрать более технологичный и современный канал общения со зрителем. После двух лет подготовки театр открывает собственный видеоканал на интернет-хостинге YouTube.
С 11 марта начинаются онлайн-трансляции спектаклей Большого театра в Интернете. Виртуальной премьерой театра станет спектакль «Корсар», который смогут увидеть интернет-пользователи со всего мира. Однако от идеи «экспансии» в кинотеатры Большой театр тоже не отказался: 11 марта параллельно с онлайн-трансляцией на YouTube постановку покажут в кинотеатрах по всему миру. Технически съемка балета для Интернета будет тщательно срежиссирована и адаптирована специально для просмотра на домашнем компьютере. Иными словами, виртуальный зритель спектакля получит ту же «картинку», что и реальный зритель партера. Однако по сравнению с обычным посетителем Большого у онлайн-зрителя будет несколько дополнительных опций, возможных благодаря технологичному формату трансляции.
Зрители YouTube помимо самого спектакля смогут увидеть специальные включения из-за кулис и из холлов театра во время антракта – это позволит им почувствовать себя настоящими очевидцами театрального действа. Если вопрос о качестве «картинки» в целом понятен, то проблема качества звука остается актуальной. Осуществить видеотрансляцию, грамотно расставив видеокамеры по залу, – задача выполнимая. Однако всем известно, что часто на видеохостинге YouTube качество звука с концертных видеозаписей бывает искажено. Как справятся с этой проблемой технические режиссеры онлайн-трансляции, зрители смогут оценить в первый день трансляции.
Что касается рекламы на видеоканале Большого, то представители театра и интернет-хостинга заверили, что в первые месяцы рекламы во время трансляции не будет. Однако вполне вероятно, что в будущем у проекта появится крупный рекламодатель.
Программа интернет-трансляций уже расписана до мая 2013 года. Каждый месяц интернет-зрители смогут смотреть по одному спектаклю. Следующей постановкой, которую пользователи Рунета смогут увидеть 29 апреля, станет «Светлый ручей». Театральная онлайн-афиша на ближайшие месяцы включает такие постановки как «Баядерка», «Утраченные иллюзии», «Ромео и Джульетта». При этом в день спектакля зрители смогут попасть на утреннюю и вечернюю интернет-трансляции. А вот тем, кто не успеет в день показа попасть в виртуальный зал, посмотреть постановку «в повторе» уже не удастся: после показа спектакли будут удалять из архива YouTube в целях борьбы с пиратством. После показа в Сети оперы Большого будут доступны региональным зрителям на DVD.
Анатолий Иксанов назвал начало интернет-трансляций спектаклей актуальным этапом в развитии театра. «Мы несем совершенно конкретные обязательства перед российскими зрителями, и если кинотеатры не хотят – мы начинаем показ наших балетов в Интернете».
Глава российского подразделения Google Владимир Долгов также считает начало трансляций на YouTube естественным продолжением истории Большого театра. «В нашей стране живут миллионы людей, а Большой театр только один, и многим остается только мечтать увидеть вживую балеты Большого». Кроме того, г-н Долгов подчеркнул, что онлайн-трансляции будут доступны только российским интернет-пользователям.
Своим мнением о перспективах театральной интернет-экспансии поделился заслуженный артист России, бывший главный художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета Михаил Губский. «Жители регионов такую инициативу Большого театра наверняка поддержат. Это интересно и, в первую очередь, ориентировано на самого широкого зрителя. Возможно даже, что если проект окажется успешным, то руководители самарских театров возьмут этот опыт на вооружение и попытаются таким же образом расширить свою аудиторию».