По темпам развития онлайн-торговли регионы почти в два раза опережают Москву. Эксперты уверены: такой прирост интернет-покупателей не предел. К 2015 году рынок электронной торговли может вырасти почти в 2,5 раза – и все за счет региональных потребителей.
Согласно исследованиям, проведенным несколькими аналитическими агентствами, рынок интернет-торговли вошел в фазу уверенного роста. За прошлый год объем сегмента электронной торговли в России составил 310 миллиардов рублей. При этом самыми активными онлайн-покупателями оказались жители регионов. По итогам всего 2011 и начала 2012 года темп развития интернет-торговли в областях оказался в два раза выше, чем аналогичные показатели в Москве.
В числе лидеров по интернет-шопингу оказались Сахалин, Магадан, Камчатка и Якутия. Эксперты связывают такую потребительскую активность в первую очередь с географически удаленным положением регионов и скудным ассортиментом местных магазинов. Кроме того, интернет-магазины зачастую предлагают брендовые товары по более низким ценам по сравнению с оффлайновой региональной розницей. В целом же доля активности интернет-магазинов в регионах в прошлом году составила 140 миллиардов рублей, что составило около 45% всего рынка онлайн-торговли в России.
По статистике, чаще всего жители регионов покупают в Интернете авиа- и железнодорожные билеты (около 27% от общего числа онлайн-покупок). На втором месте по популярности одежда и обувь (17%), на третьем – бытовая техника (14%). Также в онлайн-магазинах часто покупают портативную технику и компьютеры, книги и товары для детей. При этом закономерно, что большинство покупателей больше доверяет федеральным интернет-магазинам: через их сайты формируется две трети всех заказов.
Как отмечает аналитик компании Data Insight Борис Овчинников, опережающий рост регионов в сегменте электронной торговли объясняется потенциалом местных пользователей. «На региональных рынках наблюдается обилие пользователей, которые только начали совершать покупки. В дополнение пользователи из крупных городов все чаще стали совершать покупки в интернет-магазинах, обеспеченных запасом товаров и пунктами выдачи в этой местности».
Однако, несмотря на активно растущий спрос, Россия все же серьезно отстает по темпам развития онлайн-торговли от стран еврозоны и США. Так, доля электронной коммерции в американском товарообороте составляет 5,5%, а в российском всего 1,5%. Факторы, сдерживающие развитие онлайн-ритейла в регионах, остаются. Директор департамента коммерческого анализа компании Enter Александр Прохоров среди таковых называет слабую логистику, инфраструктурную неподготовленность регионов и «человеческий фактор». «Низкая по сравнению со странами-лидерами доля интернет-коммерции объясняется не только, как принято, плохой логистикой, большими расстояниями, отсутствием опыта покупок в Интернете у населения и т.п., но и фактическим отсутствием нормальных интернет-магазинов в регионах. Нормальных – это значит предоставляющих правдивую информацию о наличии и происхождении товара, ставящих целью привезти нужный товар достаточно быстро и за адекватные (сопоставимые на уровне региона с конкурентами) деньги, а не формально транслирующих цены и сроки доставки транспортных компаний».
Больше всего посетители интернет-магазинов боятся потерять свои деньги, нарвавшись на мошенников. По мнению аналитиков ЦСИ Enter, Россия лидирует по количеству покупателей, которые используют интернет-магазины, чтобы присмотреть товар (сравнить его с похожими товарами, почитать отзывы), после чего покупают его в обычном магазине. Таких онлайн-посетителей, переходящих в оффлайн-покупателей, в России 88% (для сравнения, в Европе их количество около 72%, в США – 51%). Кроме того, многим россиянам психологически проще заплатить за товар, увидев и потрогав его вживую. «Когда я перечисляю деньги за товар в Интернете, у меня создается ощущение, что я покупаю кота в мешке, – делится своими мыслями жительница Самары Александра Иванникова. – Нет психологического удовольствия от покупки: деньги вроде отдал, а товар получишь только через несколько недель. К тому же выбрать товар «по картинке» и отзывам очень сложно. Пару раз заказывала в Интернете обувь и товары для кухни, но в большинстве случаев разочаровывалась».
Тем не менее планы по развитию интернет-торговли и у самих ритейлеров, и у аналитиков рынка самые оптимистичные. Ожидается, что процесс активизации интернет-торговли продолжится в ближайшем будущем. Вполне вероятно, что в 2012 году ее обороты превысят 400 миллиардов рублей. А если онлайн-торговля продолжит развиваться столь быстрыми темпами, то к 2015 году рынок вырастет до 700 миллиардов рублей. Эти прогнозы означают, что у интернет-шопинга есть все шансы потеснить привычные походы по оффлайновым магазинам.