В России полным ходом идет разработка национальной «облачной» платформы. Презентация сервиса, предназначенного для предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений и местных органов власти, а также для обычных пользователей, состоялась на выставке «Связь Экспокомм 2012».
«О7» – такое название получила первая российская «облачная» платформа. Первыми о первых результатах разработки отечественного «облака» узнали посетители международной выставки «Связь Экспокомм 2012». В создании многофункционального сервиса приняли участие оператор связи «Ростелеком», компании Microsoft и «1С».
По подобию уже действующих за рубежом «облачных» сервисов, российская «облачная» платформа представляет собой комплекс интегрированных информационных систем, который предоставляет пользователям государственные услуги, дает дополнительные возможности представителям бизнеса и аккумулирует в себе целый спектр интернет-развлечений.
Платформа получила название «О7» – по числу сфер, в которых пользователи получат сервис. Разработка платформы началась в марте 2011 года, а на сегодняшний день один из российских «облачных» сервисов, «О7. Бизнес», уже доступен пользователям. Целевая аудитория сервиса – представители малого и среднего бизнеса, бюджетные учреждения и органы государственной власти и местного самоуправления. Идея сервиса состоит в том, чтобы помочь организациям сэкономить на содержании собственной IT-инфраструктуры. В разработке бизнес-сервиса приняла участие компания «1С». Пользователи «О7. Бизнес» получили возможность автоматизировать сразу несколько рабочих процессов: бухгалтерский учет, ведение клиентской базы, анализ продаж, документооборот, логистику и коммуникации. Другая компания, принимавшая участие в разработке бизнес-сервиса, – Microsoft – обеспечила «О7. Бизнес» набором инструментов по работе с документами. Удобно и то, что получить доступ к сервису «облачной» платформы можно не только с ПК, но и со смартфона.
Другие сервисы платформы на сегодняшний день проходят стадию реализации в электронном правительстве. Среди них – «О7. Медицина», «О7. Образование», «О7. ЖКХ», «О7. 112», «О7. Сити», «О7. Док», «О7. Boх». В частности, сервис «О7. 112» уже внедрен в четырех субъектах Российской Федерации. Он функционирует как единое окно для приема и обработки обращений жителей о чрезвычайных ситуациях. Распространить действие сервиса на все регионы разработчики планируют в течение двух лет. Другой сервис из числа «облачной семерки» – «О7. Boх» представляет собой не что иное, как ТВ-приставку для приема сигнала в цифровом формате DVB-T2, на который в течение ближайших лет перейдет центральное телевидение. Помимо этой функции, приставка обеспечит пользователю выход в Интернет и доступ к мультимедийным сервисам, а также к интернет-порталу госуслуг с возможностью оплаты сервисов ЖКХ или домашнего видеонаблюдения. По сути, «О7. Boх» является устройством для удаленного доступа к «облачной» платформе. Сервис «О7. Сити» предлагает целый набор решений для системы «умного города», включающей камеры, датчики и счетчики. По словам разработчиков, реализация сервиса на территории всей страны займет не более года.
В будущем, после запуска всех сервисов, разработчики платформы «О7» намерены углублять взаимодействие с общемировой «облачной» инфраструктурой и потому не исключают возможности выхода разработки на мировой рынок.
Вице-президент ОАО «Ростелеком» по инновационному развитию Алексей Нащекин так объяснил смысл названия российской платформы и причины расположения системы сервисов в домене .com: «Мы видим большой экспортный потенциал разработки. Хоть платформа и получила статус национальной, мы не планируем ограничиваться только Российской Федерацией. Страны Восточной Европы, СНГ и Латинской Америки проявляют огромный интерес к тем технологиям, которые мы предлагаем. Они кратно дешевле аналогичных решений, предлагаемых крупными западными вендорами. Поэтому платформа «О7» - это конкурентное в мировом масштабе решение. Что касается числа 7 в названии, то оно было выбрано по нескольким причинам. Во-первых, само число счастливое, во-вторых, у платформы семь конкурентных преимуществ, семь основных сервисов, а в-третьих, в ходе создания платформы мы работаем на семи data-центрах».
В свою очередь, представители компаний Microsoft и 1C, которые приняли непосредственное участие в разработке российской платформы, отметили высокий уровень получившегося продукта. Как отметил президент компании Microsoft в России Николай Прянишников, «национальную «облачную» платформу по праву можно назвать одним из самых масштабных российских «облачных» проектов. Поэтому трудно переоценить ее роль в развитии и популяризации «облачных» сервисов в нашей стране». А директор компании «1С» Борис Нуралиев отметил, что в ближайшее время ожидает массовый переход организаций на «облачную» модель автоматизации. «Реализованные в платформе «1С: Предприятие 8» технологии сегодня обеспечивают практически одинаковую работу наших программных решений для управления и учета как в обычном режиме, так и в качестве «облачного» сервиса. В связи с этим мы считаем возможным существенный рост интереса российских предприятий и организаций к «облачной» платформе», – говорит он.
На сегодняшний день в рамках Национальной облачной инициативы принять участие в формировании контента российского «облака» может любая отечественная компания-разработчик. В их распоряжение разработчики готовы предоставить data-центры, каналы дистрибуции, предпродажную поддержку и, собственно, саму платформу для реализации прикладных систем.
Фото: Фото с сайта Supercomputer.com.ua