Отечественные интернет-стартапы чрезвычайно востребованы среди инвесторов: сразу несколько таких проектов получили более трех миллиардов долларов на свое развитие. Как начинающие российские предприниматели делают успешный бизнес в Сети?
К сегодняшнему дню рынок российских интернет-стартапов окончательно зарекомендовал себя как перспективное поле для инвестиций. Согласно опубликованному аналитическому исследованию компании Fast Lane Ventures, за последние два года российские предприниматели, начавшие свой бизнес в Интернете, привлекли на его развитие в общей сумме почти 3,5 миллиарда долларов. Если в 2010 году инвесторы вложили в отечественные онлайн-стартапы 1,277 миллиарда долларов, то в 2011 году эта сумма увеличилась вдвое и составила 2,197 миллиарда.
Данные о потраченных на интернет-стартапы суммах аналитики собрали, проанализировав 270 сделок в Рунете. Симптоматично, что из этого числа лишь 59 сделок состоялось в 2010 году.
Примечательно и то, что основная сумма инвестиций приходится не на посевную стадию (самый первый этап реализации, предшествующий официальному запуску бизнес-проекта), а на последующие этапы развития. Так, в 2010 году начинающие российские интернет-компании привлекли на посевную стадию около 225 миллионов долларов, тогда как 1,052 миллиарда долларов инвесторы вложили в публичное размещение акций или покупку долей в таких компаниях. В прошлом году соотношение сфер инвестирования не изменилось, однако суммы от привлечения инвестиций на ранних стадиях и от IPO выросли вдвое. В итоге в 2011 году инвесторы распределили свои средства так: до 540 миллионов долларов вложили в развитие отечественных интернет-стартапов (посевная стадия) и 1,66 миллиарда долларов инвестировали в покупку ценных бумаг.
Кстати, сама компания Fast Lane Ventures работает в области создания онлайн-бизнесов, и как минимум два интернет-проекта, запущенных компанией, были проданы стратегическим инвесторам. Среди них онлайн-магазин Sapato.ru, который еще в феврале 2012 года стал частью интернет-холдинга Ozon.ru. Успешный стартап Sapato.ru привлекал около 2,5 миллионов пользователей ежемесячно и к моменту продажи являлся третьим по узнаваемости интернет-магазином в стране.
Сегодня самые популярные в среде российских программистов направления бизнеса связаны с разработкой приложений для смартфонов и социальных сетей. Активность разработчиков, которые начинают свой бизнес в Интернете, привлекает и инвесторов – как российских, так и иностранных. Пожалуй, именно социализацию интернет-сервисов, которые предлагают сегодня российские разработчики, можно назвать одной из тенденций развития российского интернет-бизнеса. И такие стартапы на определенной стадии развития тоже получают серьезную перспективу коммерческой поддержки. Одним из самых ярких примеров является проект московского разработчика Грачика Аджамяна – первый социальный будильник Будист.ру. Проект развился из локального московского сервиса сначала в общероссийский, а с 4 июня стал международным. Идея социального сервиса заключается в том, что зарегистрированные пользователи будят друг друга бесплатными телефонными звонками. Система соединяет пользователей стихийно: один хочет разбудить, другой – быть разбуженным (предварительно на сайте можно установить свой личный будильник). Сервис функционирует чуть больше года и уже был отмечен как лучший стартап Рунета. В конце 2011 года Будист.ру получил грант в размере 25 тысяч долларов от организаторов конкурса StartFellows. На сегодняшний день проект не имеет аналогов во всем мире. По словам автора и разработчика проекта Будист.ру Грачика Аджамяна, дальнейшее развитие социального сервиса связано с зарубежной экспансией. «В первое время после состоявшегося международного запуска сервис соберет не менее 100 тысяч новых участников из Украины и более 50 тысяч русскоговорящих в каждой из стран с большими русскими общинами, среди которых Казахстан, Беларусь, США, Германия, Израиль, страны Прибалтики».
Однако несмотря на то, что рынок интернет-стартапов сегодня переживает фазу активного развития, аналитики отмечают негативную черту, тормозящую активность инвесторов. Как отмечает старший инвестиционный аналитик компании Fast Lane Ventures Андрей Куликов, российский интернет-рынок все еще остается одной из самых непрозрачных сфер отечественного бизнеса. «Мы знаем не менее чем о 100-150 посевных инвестициях, по которым вся финансовая информация абсолютно закрыта. Эти сведения известны от бизнес-ангелов и непубличных холдингов».
Фото: Фото с сайта Wordpress.com