Начиная со 2 июля, жители Самарской области смогут получать государственные и муниципальные услуги быстрее: необходимость собирать целый пакет справок и разрешительной документации отпала. С 1 июля Самара перешла на систему межведомственного электронного взаимодействия.
Всероссийский переход на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) готовился в течение нескольких лет. ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года предписал ведомствам начать подготовку к предоставлению госуслуг на технологически новом уровне. Точку в этом процессе федеральные и региональные ведомства поставили 1 июля. Именно в этот день федеральный закон вступил в силу, и общероссийский переход на СМЭВ состоялся.
Понедельник, 2 июля, стал первым днем, когда у жителей Самары появилась возможность испытать систему межведомственного электронного взаимодействия на практике. Обращение в государственное или муниципальное учреждение за услугой теперь не сопровождается необходимостью собирать целый пакет документов и справок, сопутствующих получению госуслуги. Достаточно лишь обратиться в ведомство за нужной услугой, после чего его сотрудники займутся сбором сопутствующей документации и справок самостоятельно. С помощью новой системы госучреждения смогут обмениваться информацией более оперативно и не привлекать к этому процессу жителя региона. В итоге процесс получения государственной услуги существенно упростится и займет меньше времени.
К настоящему моменту в списке документов, необходимых для предъявления в любом ведомстве, остается 19 позиций, среди которых так называемые документы личного хранения (такие как паспорт, свидетельство о рождении и т. д.). В то же время 207 документов перевели на систему «межведа» – сопоставимо с количеством оставшихся документов. Можно сделать выводы об объеме проделанной работы и получившейся информационной системе. Этими документами ведомства будут обмениваться в рамках предоставления 132 государственных и 847 муниципальных услуг – именно такое количество гражданских обращений будет обрабатываться в системе СМЭВ. Полностью реализованная система требует от чиновников четкой, согласованной работы – за возникающие проволочки при взаимодействии в рамках новой системы представители муниципальных и региональных ведомств будут отвечать в соответствии с Административным кодексом. Предусмотренный законом штраф достигает 30 тысяч рублей.
Для того чтобы граждане сами могли отследить, насколько правомерно представители ведомств требуют с них те или иные документы, с 1 июля начал работу сайт, где можно пожаловаться на чиновников, которые все еще продолжают требовать от заявителя документы пакетами. Новый интернет-ресурс на основании жалоб граждан поможет составить рейтинги и антирейтинги региональных государственных органов. Таким образом Минкомсвязи планирует регулировать качество предоставляемых в новом формате государственных услуг.
Заместитель председателя правительства Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин назвал день запуска СМЭВ в Самаре «исторической датой». «И не только потому, что департамент в течение полутора лет провел огромную работу по подготовке, проектированию и запуску системы межведомственного взаимодействия. Говоря глобально, мы наблюдаем коренной перелом в работе всей государственной машины, может быть, впервые за тысячелетнюю историю российского чиновничества во главу угла ставится комфорт и удобство гражданина, а не представителя власти. Если говорить конкретно о том, с чем мы сегодня столкнулись, то отмечу, что мы переводим на новую систему около 35-38% всех государственных и муниципальных услуг. Свыше 200 документов, требуемых в рамках предоставления этих услуг, будут запрашиваться и пересылаться между ведомствами. Гражданину или организации, соответственно, самостоятельно предоставлять их не нужно».
Несмотря на то, что в Самаре система межведомственного взаимодействия – уже в большей степени реальность, чем планы, средняя готовность региональных ведомств к инновационному переходу, по данным Минкомсвязи, пока составляет около 60%. Причина кроется в технической неподготовленности: не во всех регионах страны сервисы для электронного взаимодействия готовы к работе. Из-за этого министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров назвал начавшийся с 1 июля период «переходным», в ходе которого отстающие догонят лидеров, и систему отладят для дальнейшей повсеместной эксплуатации. «Эти цифры будут стремиться к росту. Наша задача – к сентябрю-октябрю выйти на более высокий уровень готовности».
«Оценивая результаты нашей работы, могу сказать, что Самарская область полностью готова к запуску межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде на муниципальном и региональном уровнях, – продолжает Станислав Казарин. – Есть определенные недоработки в части взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, не все они готовы к электронному обмену данными. Кроме того, нельзя исключать, что в период запуска столь масштабной системы возможны сбои и какие-то непредвиденные сложности организационного характера. Уверен, что в течения июля–августа все недоработки мы устраним». На первом этапе работы СМЭВ жители Самарской области могут обратиться с вопросами о функционировании системы по телефону горячей линии: (846) 200-0-123.
Фото: Фото с сайта Is.park.ru