Православные активисты Саратова пригрозили отключить российское подразделение Facebook. В качестве своей претензии к популярной соцсети они называют пропаганду однополой любви. Предъявленный ими 24-часовой ультиматум уже истек, однако активных действий от активистов пока не последовало.
Жители Саратова удивили всю российскую интернет-общественность. Однако учитывая, что их целью было «достучаться» до мирового интернет-сообщества, можно считать достигнутые результаты непоказательными.
Во вторник, 3 июля, православные активисты города выдвинули ультиматум американской социальной сети Facebook. Предпосылкой для официальной жалобы стало очередное нововведение ресурса. Буквально днем ранее руководство соцсети сообщило о новой пользовательской опции – специальной иконке для обозначения однополых браков. Теперь, когда пользователь Facebook в своем аккаунте указывает дату вступления в брак и имя своего супруга, система самостоятельно подбирает соответствующую иконку в зависимости от пола партнера. Помимо традиционной иконки с женихом и невестой соцсеть предлагает изображения с двумя мужскими или женскими фигурками.
Именно эта мера поддержки мирового ЛГБТ-сообщества не понравилась православным активистам Саратова, которые и отреагировали на нее оперативным обращением к российскому руководству социальной сети. По мнению жителей Саратова, нововведение Facebook обладает признаками пропаганды гомосексуализма. Общественный деятель Владимир Росляковский, который стоит во главе саратовского православного движения, заявил, что предъявленный ультиматум имеет срок – 24 часа. «Если спустя это время они не устранят все признаки пропаганды содомитов, то пусть пеняют на себя», – пригрозил Росляковский.
О мерах, с помощью которых саратовские активисты решили бороться с американской компанией, стало известно сразу же в день открытого обращения. По словам Владимира Росляковского, его сторонники намерены «забросать исками всех провайдеров с требованием отключить доступ к Facebook по всей стране». «В основном Сетью пользуется молодежь. Какой она вырастет, глядя на это? – возмущается Владимир Росляковский. – А эта компания пришла в Россию и навязывает нам свои пошлые правила. Законы страны и ее граждане смогут защитить своих детей».
На жалобы и ультиматум со стороны жителей Саратова российское представительство Facebook никак не отреагировало и до сих пор не дает официальных комментариев по этой ситуации. Впрочем, и 24 часа, отведенные православными активистами компании на то, чтобы избавиться от новшества, уже истекли. Решительных действий и новых заявлений от саратовцев пока не последовало. Однако резонанс им вызвать удалось, и довольно широкий.
То ли сознательно, то ли бессознательно, активисты Саратова воспользовались набирающей популярность моделью интернет-пиара. Помимо понимающих и осуждающих мнений высказываются и суждения о том, что саратовцы удачно «попали в тренд». Конечно, масштабы конфликтующих сторон несопоставимы. Вряд ли о существовании саратовской жалобы когда-нибудь узнает Марк Цукерберг, едва ли российское представительство Facebook удостоит истцов ответом. Тем не менее, модель привлечения к себе внимания в Интернете путем провокационных заявлений или поступков уже становится трендом.
Еще один тренд, вызывающий активные обсуждения как в онлайне, так и в оффлайне, – борьба с пропагандой гомосексуализма, которую поддерживают уже на государственном уровне. Недавнее принятие закона о запрете на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних в Самарской области – еще одно звено в этой цепи, порождающее бесконечные споры между сторонниками и противниками подобных ограничительных инициатив. А учитывая, что такие же запреты законодательно действуют в ряде других регионов (Санкт-Петербург, Рязанская, Новосибирская, Костромская, Архангельская области), а Интернет традиционно считается открытой площадкой для самовыражения (по мнению тех же саратовских активистов – чересчур открытой), это обращение к руководству Facebook произвело столь ошеломительный эффект.
По мнению психолога Натальи Тепеевой, подобные акции и высказывания всегда связаны с провокацией и эпатажем. «Не исключаю, что у заявителей есть вполне серьезные и искренние основания для негодования, что они действительно увидели здесь проблему. Но в этом протесте смешались несколько факторов, которые и сделали его явно провокативным. Желание привлечь к себе внимание и сделать это в агрессивной манере очень свойственно для тех, кто соприкасается с интернет-пространством. Поэтому случаи интернет-пиара, намеренного или непроизвольного, встречаются сегодня все чаще. И, конечно, в этом есть определенный момент самоутверждения».
В том, что характер саратовского ультиматума к американской соцсети в большей степени провокационный и декламационный, нежели имеющий под собой хоть какие-то правовые основания, убежден и юрист Александр Лавров. «Юридическое значение термина «пропаганда» отличается от того, что вкладывают в это слово потенциальные истцы. Указание человеком на его ориентацию нельзя считать пропагандой чего бы то ни было – юридического запрета на это действие не существует. В связи с этим, сложно предположить, что в случае действительного обращения в суд истцы имеют шансы на победу. А вот если они ставили себе целью создание общественного резонанса и возобновление дискуссии по данной проблеме, то этой цели можно достичь и без суда».
Фото: Фото с сайта Oszone.net