По данным аналитической компании Nielsen, опыт интернет-покупок сегодня имеют около 85% всех российских интернет-пользователей. Это число растет год от года, но вместе с ним увеличивается и количество тех, кто пострадал от действий кибермошенников. Из-за этого процент интернет-пользователей, которые регулярно занимаются шопингом в Сети, не так уж высок. Как не попасться на уловку кибермошенников, промышляющих интернет-торговлей, и покупать товары в интернет-магазинах без опасения быть обманутым?
Интернет-магазины: неизвестность пугает
Для многих обычных пользователей покупка в интернет-магазине оборачивается настоящим стрессом, который может надолго отпугнуть человека от онлайн-шопинга. В первую очередь, перед начинающим интернет-покупателем, безусловно, встает проблема чисто техническая: к процессу выбора товара и оформления заказа на сайте нужно привыкнуть. Однако еще больше пугает необходимость платить за товар задолго до его получения. Переводить крупные суммы денег через многочисленные системы электронных платежей, учитывая огромное количество историй о кибермошенниках и кражах с банковских карт, сегодня по-настоящему рискованно. По мнению аналитика «Лаборатории Касперского» Андрея Костина, «опасность подстерегает владельца карты прежде всего на стадии оформления онлайн-платежа или банковской операции. Ведь для их осуществления на сайте магазина или банка необходимо ввести свои конфиденциальные данные: имя, фамилию, адрес, номер телефона и данные кредитной карты. Если введенная информация попадет в руки злоумышленников, владелец пластиковой карты рискует остаться без средств на счете. Кроме того, в Сети довольно много мошеннических сайтов онлайн-магазинов. На таких сайтах вам предложат широкий выбор товаров, однако, оплатив покупку, вы в лучшем случае не получите ничего, а в худшем потеряете все деньги с вашей кредитной карты».
Опросив нескольких жителей Самары, которые только недавно начали осваивать интернет-шопинг, корреспондент IT63.ru убедился, что самым страшным для большинства является действительно этап оплаты.
«Пока через Интернет покупаю только мелочи, – поделилась жительница Самары Елена Лещина. – Как правило, это какие-то детали декора для дома, оригинальные и не похожие на привычный ассортимент городских магазинов. Крупные покупки в Сети пока не совершала – страшно оперировать большими суммами». «Я считаю, что, покупая вещи в Интернете, люди всегда рискуют нарваться на мошенников или недобросовестных продавцов, – рассказал житель Самары Евгений Андреянов. – В данном случае риск оправдывается более низкой ценой и более широким выбором товаров. Это актуально для бытовой техники, компьютеров, телефонов, книг, может быть, мебели. Однако по своему небольшому опыту могу сказать, что покупать через Интернет одежду не стоит – слишком велика вероятность не угадать с размером, качеством, цветом, фактурой – да с чем угодно».
Впрочем, велико количество и тех пользователей, кто уже хорошо знаком с тонкостями интернет-шопинга и благодаря этому имеет более тонкий нюх на мошенников в этой сфере. Такие люди утверждают: с интернет-магазинами можно и нужно «дружить». И даже готовы поделиться несколькими рецептами, которые помогут преодолеть страх первых покупок в Сети.
Как обезопасить свой виртуальный «карман»
Существует несколько несложных рекомендаций, которые помогут сделать онлайн-шопинг более комфортным и помогут распознать мошеннические сайты.
Самое первое правило всех онлайн-шопоголиков – завести отдельную банковскую карту для покупок в интернет-магазинах. Перед каждой покупкой эту карту следует пополнять небольшими «порциями» – ровно столько, сколько необходимо для оплаты конкретного заказа. Благо банкоматы сегодня расположены практически на каждом углу, и пополнить такую карту не представляет никакого труда. Даже если на одном из сайтов такой пользователь наткнется на мошенников, то его сбережения сильно не пострадают. При самом негативном варианте развития событий мошенники похитят лишь ту относительно небольшую сумму, которая находится на этой карте, а не все семейные сбережения.
Второй важнейший момент, на который нужно обращать внимание перед тем, как положить товар в виртуальную корзину заказов, – облик интернет-магазина. Серьезные интернет-магазины больше всего стремятся выглядеть надежно. В реальной жизни покупатели, наверняка, больше доверяют крупным продуктовым магазинам, которые уже заработали себе репутацию, нежели сомнительным ларькам возле остановки общественного транспорта. То же самое с интернет-магазином: он должен внушить посетителю доверие.
Новичкам однозначно стоит присмотреться к интернет-магазинам «с именем». С таких покупок начинать безопаснее всего. Однако если отзывов об интернет-магазине пока нет, но выбор и цены на нем пользователя абсолютно устраивают, стоит внимательнее присмотреться к внешнему виду сайта. Мошеннические сайты обычно создаются ненадолго, так как рассчитаны на «быстрые» деньги. Соответственно, создатели таких сайтов, как правило, не утруждают себя дизайном своих веб-страниц. Такие сайты примитивно оформлены, часто там можно встретить безадресные ссылки или неоткрывающиеся вкладки и пункты меню. Кроме того, «лицо» сайта формирует представленная на нем контактная информация – к ней нужно также внимательно присмотреться. Онлайн-магазин должен указать свои телефоны, юридический адрес и банковские реквизиты.
Проверить на степень надежности можно и доменный адрес. У легальных интернет-магазинов, которые заботятся о своей репутации, не может быть так называемых «мусорных» адресов, наподобие http://www.dst4a10005rs.isd34.com/. Интернет-адрес для онлайн-магазина – то же, что вывеска для оффлайного магазина. Адрес должен быть запоминаемым и понятным – на это и стоит ориентироваться. Также с подозрением стоит относиться к сайтам, которые зарегистрированы на бесплатных хостингах, типа Narod.ru или Freehosting.com.
Если и после этих проверок интернет-адрес выглядит подозрительным, можно уточнить, на какую организацию зарегистрировано доменное имя, и как давно оно существует. Найти и посмотреть регистрационную информацию можно с помощью многочисленных whois-сервисов – специальных сайтов, на которых можно посмотреть регистрационные данные домена. Для этого нужно ввести в поле одного из таких сервисных сайтов имя домена – следом появится информация о том, как давно существует домен, и кто его зарегистрировал. Если доменное имя зарегистрировано на юридическое лицо, это больший повод для доверия. Если же домен зарегистрирован на физическое лицо или владелец вовсе скрыт под фразой «private person» или «domain whois protection service», это должно насторожить, особенно если магазин позиционирует себя как крупную точку интернет-торговли. Естественно, чем дольше существует домен, тем лучше.
Защищенное соединение – еще один довод за совершение покупки. Оформление и оплата заказа – самый потенциально опасный момент, поэтому важно, чтобы личные данные, которые пользователь ввел на сайте, пересылались в зашифрованном виде. Об отсутствии шифрования часто предупреждает интернет-браузер, а пользователь при этом должен понимать, что он вступает в настоящую зону риска. Многие интернет-магазины используют специальный криптографический защищенный протокол SSL (Secure Sockets Layer), который предназначен для шифрования потока данных, передаваемых между клиентом и сервером. Востребованность защищенных SSL-соединений привела к формированию протокола HTTPS, который является расширением протокола http и поддерживает шифрование. Он призван защищать пользователей от мошеннических атак, основанных на прослушивании сетевого соединения, и используется большинством легитимных сайтов для защиты введенной пользователем информации.
Первое, на что стоит обратить внимание перед вводом секретных данных, это наличие в адресной строке браузера буквенного сочетания HTTPS. Вот так должен выглядеть адрес сервера с защищенным соединением: https://www.internet-shop.com. Опять же наличие защищенного соединения – «железный» довод за то, что этому магазину можно доверять.
«Не бойтесь делать покупки и пользоваться банковскими онлайн-сервисами. Будучи внимательным и соблюдая все меры предосторожности, можно с комфортом пользоваться всеми удобствами, которые предоставляет Интернет», – подытоживает Андрей Костин.
Фото: фото с сайтов Lifehacker.com, Microsoft.com