Покупка полупрофессионального или профессионального зеркального фотоаппарата – это первый и важнейший шаг на пути к новому качеству фотографий и, возможно, к новому технологичному увлечению. Какими критериями стоит руководствоваться начинающему любителю фототехники при выборе своей модели?
Профессиональные фотографы уверены: в выборе фотоаппарата важную роль играет психологический момент. Фотоаппарат должен «лечь» в руку, пользователю должно быть комфортно им пользоваться, тогда разобраться со всеми техническими тонкостями получится быстрее. Ответственно подойти к выбору зеркального фотоаппарата важно еще и потому, что базовый корпус устройства в дальнейшем можно и нужно будет дополнять набором сменной оптики. «Основное преимущество зеркальной фотокамеры перед обычными любительскими фотоаппаратами состоит в том, что «зеркалка» является по сути отправной точкой. Купив китовый фотоаппарат, пользователь сможет менять объективы, дополнять устройство внешней вспышкой – при этом качество фотографий, естественно, будет меняться. То есть, купив неплохую базовую модель, можно в дальнейшем совершенствовать ее, одновременно улучшая качество съемки и свое мастерство», – делится своими мыслями фотограф Николай Петров.
Секреты выбора
Первым элементом, на который нужно обратить внимание при выборе фотоустройства, является матрица фотоаппарата. Принцип работы зеркального фотоаппарата состоит в том, что проходящий через объектив свет попадает на матрицу камеры, которая фиксирует изображение, как бы заменяя кадр фотопленки в пленочных фотоаппаратах. В современных «зеркалках» производители в основном используют два типа матриц – CMOS и CDD. «Глобального различия между этими сенсорами нет, однако фотоаппараты с CMOS-матрицей, как правило, стоят дешевле, но при этом потребляют меньше энергии и даже работают чуть быстрее, – говорит продавец-консультант. – Иными словами, CMOS-матрицы более перспективны, и сегодня все больше устройств оснащается именно этим типом матрицы».
Кроме того, матрицы в зеркальных фотоаппаратах отличаются форматом – полнокадровым или урезанным. Стоимость устройства с урезанной матрицей меньше, но для начинающих фотографов эта характеристика не так важна. Полный цифровой формат матрицы определяется размерами 35-миллиметровой кинопленки и составляет 36x24 миллиметра. Уменьшенный размер матрицы в большинстве полупрофессиональных фотоаппаратов определяется так называемым кроп-фактором – отношением диагонали стандартного кадра (35 миллиметров) к размеру диагонали урезанной матрицы. Во многих «зеркалках» кроп-фактор обычно лежит в пределах от 1,3 до 2.
«Серьезным заблуждением потребителей, которое производители фототехники превратили в рекламный трюк, является мнение о том, что разрешение матрицы определяет качество фотоснимков, – рассказывает продавец-консультант магазина «Эльдорадо» Антон Сергеев. – Это не совсем верно. Разрешение матрицы – это технический параметр, который определяет, из какого количества пикселей состоит матрица. Но гнаться за количеством пикселей не стоит, ведь для того чтобы распечатывать снятые на зеркальный фотоаппарат в формате А3 снимки достаточно и 10-12 мегапикселей. Даже в этом случае изображение будет четким. В то же время увеличение количества пикселей ведет к росту фактора шума в матрице на высоких значениях светочувствительности ISO. Иными словами, более высокое разрешение может привести к увеличению цифрового шума, что обеспечивает не улучшение, а, напротив, ухудшение качества снимков».
В связи с этим профессионалы советуют обращать внимание не столько на разрешение матрицы, сколько на ее физические размеры. Этот параметр определяет качество будущих снимков в большей степени.
Вторым важнейшим параметром, на который обязательно следует обратить внимание при выборе зеркального фотоаппарата, является светочувствительность (ISO). Закономерность такова: чем выше значение ISO, тем лучше матрица фотокамеры воспринимает свет. «Но и здесь есть свои подводные камни, – замечает Николай Петров. – С одной стороны, высокое значение ISO позволяет делать четкие снимки в условиях недостаточной освещенности, но с другой, это же значение ISO напрямую влияет на уровень шума на фотоснимке. Чем выше ISO – тем больше вероятность получения помех на изображении».
Наличие и качество автофокуса и стабилизатора изображения также напрямую влияют на качество работы фотоаппарата в целом. Быстрая работа автофокуса очень важна для фотоустройства, особенно в руках начинающего пользователя, который еще не овладел всеми тонкостями настройки и не умеет грамотно настраивать фокус вручную. Поэтому с автофокусом все относительно просто: он просто должен быть и должен работать быстро и четко (проверить это пользователь сможет самостоятельно). Стабилизатором изображения сегодня также оснащается большинство современных фотоновинок. Производители либо встраивают стабилизаторы в камеру (тогда они обеспечивают фиксацию изображения за счет сдвига матрицы), либо в объектив, но в этом случае стоимость оптики возрастает. Однозначной оценки лучшего варианта расположения стабилизатора эксперты не дают, однако в большинстве случаев считается, что оптическая стабилизация, расположенная в объективе, более эффективна. «Но с другой стороны, оптический стабилизатор, который находится внутри тела камеры, будет распространяться на всю оптику, которую пользователь захочет подключить к своему устройству. Тогда как к фотокамере, в которой стабилизация размещается в оптике, нужно будет докупать объективы с оптической стабилизацией, которые действительно стоят дороже», – объясняет Антон Сергеев.
Наличие встроенной вспышки также никогда не будет лишней в базовой модели зеркального фотоаппарата. Большинство бюджетных «зеркалок» не отличается мощной вспышкой, и часто ее хватает лишь на небольшую серию непрерывной фотосъемки, после чего вспышка потребует «передышки». Однако это, безусловно, лучше, чем полное отсутствие встроенной фотовспышки.
Наконец, еще одним вопросом, который покупателю фотоаппарата нужно решить в процессе выбора, какой комплектации устройства отдать выбор. Зеркальные фотоаппараты могут предлагаться в двух вариантах – Body или Kit. Комплектация Body – это только сама камера без объектива, а комплектация Kit – это комплект «тела» камеры и базовый – «китовый» – объектив. Профессиональные фотографы на «китовый» объективах, естественно, не работают, так как они в большей степени пригодны для любительской фотосъемки. «Еще один вариант комплектации – Double Kit, – говорит фотохудожник Олег Нестеров. – В этом случае вместе с камерой продаются сразу два объектива – один стандартный, другой с зумом. Этот вариант привлекателен с обывательской точки зрения, ведь покупатель думает, что ему «за ту же цену» предлагают сразу два объектива. Действительно, для тех, кто только начинает осваивать фотосъемку, такой вариант совсем неплох».
Фото: Фото с сайтов Ifportal.net, Liveinternet.ru