О том, почему малый бизнес боится «облачных» систем, каким должно быть настоящее «облако» и почему со временем большинство бизнес-процессов будет обслуживаться в cloud-системах, редактор IT63.ru побеседовал с техническим директором проекта «РОСИНТЕГРА» (ООО «ЛАСНЕТ») Алексеем Скорняковым.
– Алексей, расскажите, в чем состоит специфика «облачных» решений, которые предлагает «РОСИНТЕГРА», по сравнению с аналогичными сервисами, которые сегодня доступны для российского бизнеса?
– Начнем с того, что на самый главный и основополагающий технический вопрос «Что же такое «облако»?» в действительности, мало кто знает ответ. Существует стандарт NIST SP 800-146, который определяет все основные принципы «облачной» системы. Среди таковых – требование по уровню самообслуживания (Self-Service-порталы), которое дает пользователю возможность кастомизировать свои настройки, не прибегая к помощи провайдера, без звонков в службу поддержки. Следующее обязательное требование, которое предъявляют к cloud-системам по всему миру – кроссплатформенность. Доступ к «облачному» решению должен осуществляться с любого устройства, будь то портативный компьютер или мобильное устройство. Кроме этого, «облачная» система должна отвечать требованиям по балансировке и отказоустойчивости. По факту, абсолютное большинство того, что в России называют «облаком», таковым не является. В подавляющем большинстве случаев так называемые «облачные» технологии от российских разработчиков являются просто услугой SaaS (software as a service – программное обеспечение как услуга – прим. IT63.ru). «Облако» – это частный случай SaaS, удовлетворяющий требованиям вышеупомянутого стандарта.
– Расскажите более подробно об «облачном» сервисе, который предлагает ваша компания.
– Сервис, который мы предлагаем, называется «Облако для 1С:Предприятие» – это новый хостинг сервис на российском рынке телекоммуникационных услуг. Мы предоставляем нашим клиентам доступ к данным 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, наше оборудование установлено в ЦОД, который соответствует уровню Tier3 класса для центров обработки данных, что позволяет оказывать услуги с гарантированной доступностью сервиса до 99,9% в год. Наше решение основано на платформе Citrix XenApp.
– Какова стоимость внедрения на платформе Citrix XenApp?
– Лицензия в системе Citrix XenApp обходится в сумму порядка 12 000 рублей на одно рабочее место. Помимо этого нужно оформить подписку и ежегодно отчислять деньги за поддержку. Недешево стоит и само внедрение, прежде всего это касается привлечения специалистов, которые занимаются разверткой и обслуживанием системы. Все это поспособствовало тому, что за настоящими «облачными» системами закрепился статус дорогих инструментов для крупного бизнеса.
– Получается, что для малого бизнеса вход в «облака» заказан?
– Нет, у всех без исключения представителей бизнеса есть возможность зайти в «облака», став арендатором системы. В 2011 году появилась законодательная база, позволившая сдавать корпоративные продукты Citrix в аренду, тогда же наша компания начала оказывать подобные услуги.
– Во сколько же обойдется аренда «облачной» системы?
– В нашей компании – от 1 100 рублей за каждого пользователя в месяц.
– Как эта сумма воспринимается непосредственно участниками рынка, представителями бизнеса?
– Пока многие организации не привыкли столько платить. К сожалению, в России вообще многие пользователи предпочитают не платить за программные продукты.
– Получается, подавляющее большинство компаний предпочитает работать без лицензии?
– Именно так. Это даже заметно по цене. У нас пользование продуктом MS SQL Server, позволяющего извлекать сведения из баз данных, обойдется в 1 600 рублей. В интернете можно найти «аналогичное» нелицензионное предложение за 300 рублей.
– Кроме подозрительно низкой цены как еще можно понять, что предлагаемое программное обеспечение – нелицензионное?
– Если речь идет о продуктах компании Microsoft, то нужно запросить SPLA-соглашение с корпорацией. Любая компания, предоставляющая продукты Microsoft третьим лицам, должна заключить SPLA-соглашение и ежемесячно отчислять разработчику средства за использование ее продуктов. Никаких обязательств по объему продаж такое соглашение не накладывает. Кроме того, все «облачные» сервисы и SaaS являются телематической услугой. Поэтому компании, которые предоставляют SaaS или хостинг, должны иметь лицензию на оказание телематических услуг, выданное Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
– Вы сказали, что многие представители малого бизнеса пока настороженно относятся к «облачным» технологиям. Какие компании составляют основную пользовательскую аудиторию услуги?
– В основном, в «облака» заходит middle-сегмент. Основная аудитория – компании, для которых критичен uptime (период работоспособного состояния – прим. IT63.ru) сервисов. Собственную cloud-систему, соответствующую всем требованиям, строить достаточно дорого. Малый же бизнес по привычке пытается экономить и либо решает свои задачи более традиционными способами без привлечения «облачных» технологий, либо использует пиратские программные продукты. Такие представители бизнеса не понимают, что быстро, удобно и надежно не может быть дешево. Впрочем, даже эти клиенты рано или поздно все равно принимают решение работать в «облачных» технологиях.
– Есть ли самарские компании, которые уже воспользовались «облачными» услугами, которые представляет «РОСИНТЕГРА»?
– Мы только начинаем развиваться в этом регионе и прогнозируем привлечение новых клиентов именно из Самары.
– С чем в большей степени связано отсутствие высокого спроса на «облачные» системы?
– Предполагаю, со слабой информированностью аудитории. На данный момент основная проблема заключается в отсутствии достаточной объективной информации по данной теме.
– В целом как Вы оцениваете перспективы корпоративных «облачных» технологий? Когда случится массовый «уход» малого и среднего бизнеса в «облака», который активно предсказывают эксперты рынка?
– Повсеместное распространение «облачных» систем, безусловно, займет определенное время. Однако со временем пользователи в России и во всем мире начнут пользоваться cloud-сервисами. Основная причина – этого хотят разработчики. Именно они задают этот глобальный «облачный» тренд. Таким образом, разработчики будут постоянно монетизировать пользователей и одновременно бороться с пиратством.
– Сколько времени, по Вашему мнению, может занять этот процесс?
– Думаю, около пяти лет. Но уже сейчас на «облачные» технологии переходят те компании, которые в процессе работы сталкивались с потерей информации, или с простоем бизнес-деятельности по причине отказов IT-сервисов. Столкнувшись с реальной проблемой, малый бизнес отбрасывает сомнения и идет в «облака». Пример из жизни: один наш клиент занимается оптовой торговлей алкогольной продукции, наши специалисты работали с ним по проекту внедрения 1С. Мы предлагали использовать облачный сервис, объясняя выгодность данной услуги, клиент отказывался, ссылаясь на дороговизну. Однажды в компании произошел отказ системы на стороне IT-департамента и два дня не работал 1С. Полностью остановился бизнес-процесс: встали фуры по всей стране, приостановились продажи, убытки были огромные. Сразу после этого клиент попросил, чтобы до перезаключения нового договора мы внедрили им облачный сервис. Многие некрупные компании сегодня находятся в зоне риска, потому что не делают резервного копирования, и остается «вечная» проблема с персоналом. Эти риски можно нивелировать и сделать это за доступные средства.
– А как обеспечивается безопасность работы в «облаке»?
– Компания несет ответственность по договору в размере стоимости самого договора. Как только пользователь устанавливает программу-клиент, она связывается с нашим пулом серверов посредством зашифрованного соединения SSL. Такое соединение, с одной стороны, шифрует данные, с другой, защищает пользователя от возможностей фишинга, когда у него могут увести логин и пароль, просто подделав путь входа в систему. Для пользователей, которые сильно обеспокоены безопасностью своих данных, есть услуга OTP Service, иначе говоря – одноразовый пароль. Это привычная услуга для тех, кто работал с интернет-банкингом, когда мы подтверждаем операцию по SMS. Здесь то же самое, но подтверждается не операция, а вход в систему. Каждый раз, когда пользователь решает войти в систему, ему необходимо подтвердить вход одноразовым паролем, полученным по SMS.
– Есть ли какой-то тестовый период, в ходе которого можно попробовать все «облачные» услуги бесплатно?
– Тестовый период длится две недели, в течение которых пользователю доступно абсолютно любое приложение в «облаке».
– Как дальше будет развиваться «облачный» сервис проекта «РОСИНТЕГРА»?
– В ближайшее время мы планируем сделать аналог Google Drive, «облачное» хранилище для клиентов. Пользователи нашего «облачного» сервиса смогут сохранять свои отчеты, документы и иметь к ним доступ в отсутствие интернета, просто со своих локальных компьютеров и персональных устройств. «Облачное» хранилище позволит им хранить все нужные файлы в одном месте и оперативно получать к ним доступ.
Фото: Фото из личного архива эксперта