В фирменных поездах «Жигули», следующих по маршруту Самара-Москва, появится бесплатный Wi-Fi-доступ. Все пассажиры поезда смогут выходить в Интернет на скорости до 4 Мбит/с.
В июле ОАО «РЖД» заявило о планах по оснащению некоторых поездов дальнего следования беспроводным Интернетом. Согласно планам компании-перевозчика, WI-Fi должен был появиться в течение двух месяцев на восьми самых востребованных маршрутах. Интернетизация должна была коснуться поездов, следующих из Москвы в Санкт-Петербург, Самару, Нижний Новгород, Мурманск, Казань, Астрахань и Адлер, а также маршрута, который связывает Санкт-Петербург и Нижний Новгород. В сентябре 2012 года бесплатный Wi-Fi появился в фирменных поездах «Невский экспресс», следующих из Москвы в Санкт-Петербург, в поездах «Буревестник», соединяющих Москву и Нижний Новгород, в поездах «Лев Толстой» сообщением Москва – Хельсинки и «Волга» сообщением Санкт-Петербург – Нижний Новгород.
В каждом из пилотных фирменных поездов беспроводным Интернетом оборудовали по одному вагону каждого типа (VIP, люкс, купейный, плацкартный, сидячий, вагон-ресторан). Оснащение Wi-Fi-доступом самарских и астраханских поездов развернулось на дальнейшем этапе. Представители компании «Федеральная пассажирская компания», являющейся дочерним предприятием ОАО «РЖД», сообщали тогда, что эти направления попали во «вторую очередь» пилотного проекта в связи с тем, что на пути их следования отсутствует развитая сеть 3G. В итоге беспроводной Интернет в фирменном поезде «Жигули», который следует по направлению Самара-Москва, появился в конце октября.
Начиная с 31 октября, тестовые испытания проекта проводятся на регулярной основе. Беспроводной Интернет уже доступен владельцам портативных устройств (ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов), которые поддерживают функцию Wi-Fi. Услуга будет бесплатной для пассажиров. В рамках проекта в вагонах фирменного поезда установили комбинированный комплекс оборудования для спутниковой и 3G-связи. Такой формат особенно актуален во время движения поезда: если на каком-то участке дороги оборудование потеряет связь со спутником, оно переключится на стандарт 3G, и наоборот. Иными словами, обе технологии являются взаимозаменяемыми, чтобы обеспечить бесперебойность работы в Сети на всем пути следования поезда.
Внутри состава Интернет раздается по беспроводной технологии. Заявленная скорость, на которой пассажиры «Жигулей» могут выходить в Интернет, может достигать 4 Мбит/с. Естественно, как и в любой точке Wi-Fi-доступа, скорость Интернета обратно пропорциональна количеству подключенных к раздающему устройству мобильных устройств. Поэтому едва ли пассажирам следует рассчитывать на доступ со скоростью 4 Мбит/с, если все вагоны состава будут заполнены пассажирами, которые одновременно будут пользоваться Сетью.
До конца 2012 года бесплатный Wi-Fi будут «раздавать» в поездах в рамках экспериментальной эксплуатации. В 2013 году, как и планировалось ранее, ОАО «РЖД» проведет конкурс по выбору интернет-провайдера, который развернет Wi-Fi-сеть в поездах на постоянной основе. Представители пресс-службы Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» сообщили, что на сегодняшний день свое участие в готовящемся конкурсе подтвердили три телеком-компании.
Ранее представители компании сообщали, что в числе желающих принять участие в тендере – один оператор из «большой тройки» и два национальных оператора спутниковой связи. Также известно, что инвесторами проекта на этапе его дальнейшей реализации выступят именно операторы связи. Ранее оператор спутниковой связи, компания «РуСат» заявляла о своем желании предоставлять Wi-Fi-доступ для пассажиров «Жигулей». Как стало известно IT63.ru, именно она оказалась одним из двух операторов спутниковой связи, которые гарантированно будут участвовать в конкурсе 2013 года. «Попробовать» Wi-Fi от компании «РуСат» самарские пассажиры смогут в ближайшее время.
Известно, что в данный момент компания ведет монтажные работы, устанавливает телекоммуникационное оборудование на пути следования фирменного поезда «Жигули». Однако точные сроки запуска Wi-Fi от спутникового оператора станут известны только после окончания тестовой эксплуатации. Жительница Самары Дарья Абраменко считает Wi-Fi в поездах вовсе не обязательной, но удобной сервисной инновацией. «Для большинства самарцев, думаю, Wi-Fi в транспорте – в первую очередь, диковинка, экзотизм, – считает девушка. – В Европе, например, бесплатным беспроводным Интернетом в общественном транспорте и поездах дальнего следования никого не удивишь. Для тех, кто работает даже в отдалении от своего офиса, Wi-Fi однозначно будет полезен. Для тех, кто скучает в пути, он может стать неплохим развлечением. Единственное условие: нужно чтобы операторы-участники проекта смогли обеспечить интернету в поездах достаточную скорость, иначе наличие Wi-Fi-доступа в них превратится в очередную неработающую технологическую опцию, которая существует «для галочки».
Фото: Фото с сайта Elektroda.pl