Денежную комиссию за электронные платежи через терминалы могут существенно понизить. Соответствующий законопроект Госдума рассмотрит в ближайшее время. Если закон будет принят, электронные платежные системы понесут серьезные убытки, а частные владельцы платежных терминалов и вовсе рискуют остаться банкротами. Законодательная инициатива ориентирована на крупные компании, которые несмотря ни на что смогут остаться на плаву, и, конечно, на конечных пользователей платежных терминалов.
Законодательное собрание Приморского края подготовило законопроект об изменениях в закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В ближайшее время проект рассмотрят депутаты Госдумы. Текст законопроекта предусматривает изменение размера комиссии, взимаемой с платежа. Согласно новой норме, комиссия при платежах до 1000 рублей не должна превышать 1%. Сегодня, как известно, единого размера комиссии в системе электронных платежей через терминалы не существует. Ее объем в среднем колеблется от 3% до 8%.
Похожие проекты по ограничению размера взимаемых в терминалах комиссий предлагались к обсуждению и раньше. Так, весной прошлого года в Госдуму уже поступал законопроект о снижении размера комиссии. Предпосылкой к этому тогда послужил существенный рост комиссии: с 5,7% до 8% в среднем. Представители «терминального» бизнеса объясняли повышение объективными факторами – необходимостью устанавливать помимо самих платежных терминалов фискальную технику с целью фиксации платежей для налоговой отчетности. Авторы законопроекта в 2011 году предложили поправки к действующему закону, однако комиссия за электронные платежи никуда не исчезла. Были в прошлом году и аналогичные предложения от операторов сотовой связи, которые выступали за отмену комиссии при процедуре пополнения счета мобильного телефона через терминал. Однако и эта инициатива «захлебнулась». Без комиссии на сегодняшний день работают лишь некоторые терминалы, принадлежащие тем же операторам связи.
Новый законопроект может очень сильно ударить по бизнесу электронных платежей. После того как текст проекта внесли на рассмотрение в Госдуму, представители рынка незамедлительно отреагировали статистическими прогнозами, полными пессимизма. Согласно недавно озвученной статистике, 85% всех моментальных платежей за различные услуги осуществляются именно через электронные терминалы. При этом компания QIWI является абсолютным лидером этого рынка с долей присутствия около 40%. Еще 20% рынка терминальных платежей принадлежит системе CyberPlat, такой же объем занимают «Региональные платежные системы». 15% рынка делят между собой терминалы, принадлежащие банкам и салонам связи. Доля присутствия остальных игроков на рынке сегодня незначительна.
Столь серьезное сокращение комиссии за платеж может повлечь за собой серьезные финансовые проблемы для участников рынка. Эксперты и представители компаний уже прогнозируют падение прибыли электронных платежных систем в 6-7 раз. Ведь основную массу платежей через электронные терминалы образуют небольшие суммы: пополнение счета мобильного телефона или оплата услуг. Многие из этих платежей «укладываются» в пресловутую 1000 рублей, а это значит, что облагаться комиссией они будут минимально.
PR-директор компании QIWI Александра Высочкина убеждена, что подобные ограничительные меры могут привести к снижению доступности услуги и значительному сокращению количества точек приема платежей, особенно в отдаленных районах России.
«Есть объективные причины наличия комиссии: снижение агентского вознаграждения от операторов сотовой связи, рост арендной платы, повышение издержек на обслуживание и многое другое. В тоже время у потребителей сейчас есть способы безкомиссионной оплаты, в том числе безналичными средствами. Спектр данных инструментов постоянно растет – этот тренд является мощным стимулом для конкуренции, развития рынка. Если же это преимущество убрать, развитие безналичных платежей также замедлится», – считает Александра Высочкина. С представителем крупной компании солидарен и житель Самары Иван Рассекин, владелец магазина и установленного в нем платежного терминала. «В среднем я получаю доход в размере 3-5% от суммы проведенных через мой терминал платежей, а большие суммы через мой небольшой продуктовый магазин в принципе не проходят. Сейчас наличие электронного терминала является просто дополнением к моему основному бизнесу, причем во многом сервисным дополнением, которое привлекает посетителей. Если закон примут, от терминала однозначно откажусь – выгоды не будет совершенно».
Естественно, пользователи платежных терминалов занимают сугубо противоположную позицию. «Мне не нравится, что в терминалах нет единого размера комиссии. Безусловно, если в целом комиссию для небольших платежей ограничат 1%, потребителей этот факт обрадует, – считает жительница Самары Анастасия Ращупкина. – Но даже если комиссию в терминалах просто упорядочат, это уже будет хорошо. А то когда возникает необходимость совершить платеж через терминал, подчас даже не знаю, сколько денег с меня возьмут в качестве комиссии. Суммы комиссий в терминалах варьируются, а в некоторых и вовсе указывают некий усредненный процент, который на практике почти всегда оказывается выше».
Эксперт информационно-аналитического агентства «Мобильный форум» Алексей Бойко высказал компромиссную точку зрения. «С одной стороны, установление верхней границы комиссии при приеме платежей необходимо, потому что порой с плательщиков взимается необоснованно высокий процент. Однако при этом следует принимать во внимание, что в России платежи через терминалы играют важную роль из-за того, что платежи наличными в нашей стране пока распространены гораздо больше, чем за рубежом. Поэтому законодательные ограничения комиссии должны быть разумными, чтобы не разрушить бизнес терминальных платежей».
Фото: Фото с сайта Viplat.ru