Операторов связи могут обязать заручаться письменным соглашением абонентов перед подключением дополнительных сервисных услуг. С такой законодательной инициативой выступили представители Роскомнадзора, которые таким образом планируют оградить владельцев телефонов от мобильных мошенников и спамеров.
В ближайшее время отношения между операторами связи и их абонентами могут выйти на новый законодательный уровень. Изменения коснутся сферы дополнительных сервисов и платных услуг, которые сегодня представители телеком-отрасли подключают к мобильным устройствам своих абонентов в свободном порядке. Более того, многие владельцы мобильных телефонов признаются, что зачастую услуги появляются на их телефонах «самостоятельно», фактически без ведома самих абонентов. Как рассказал житель Самары Валерий Игнатенко, о том, что он является участником некоего мобильного клуба, он узнал только тогда, когда с его счета куда-то исчезло более тысячи рублей. «У меня обычный телефон без выхода в Интернет. Использую его только для звонков и сообщений, – говорит Валерий. – Около месяца назад мой номер заблокировали. Когда я выяснил причину этого, очень удивился. Оказывается, доступ к звонкам и сообщениям мне «перекрыли» из-за большой задолженности – около полутора тысяч рублей. Когда я в салоне своего оператора связи попытался выяснить причину, мне сказали, что мой номер подключен к платному сервису «Клуб кинолюбителей». Подключение было платным, и за мое «членство» с моего счета ежедневно списывали какую-то сумму. Естественно, я платный сервис не подключал, но и оператор связи мне ничем не сумел помочь. Объяснение было таким: скорее всего, я дал согласие в ответ на пришедшее мне SMS с предложением подключить услугу. Доказать обратное я никак не смог».
Новая законодательная инициатива, с которой готовы выступить представители федерального Роскомнадзора, может сделать предоставление дополнительных мобильных сервисов и услуг более формализованной сферой. Представители ведомства предложили обязать операторов сотовой связи подключать дополнительные услуги и опции только после того, как компания заручится письменным соглашением абонента. Основная цель, которую преследуют авторы законопроекта, снизить процент мобильного мошенничества. Если владелец мобильного телефона будет четко знать, какие дополнительные услуги связи он подключил, то он всегда сможет быстрее отреагировать на подключение какого-либо сервиса без его ведома. Ситуация, в которой абонент внезапно узнает, что его номер подключен к какой-нибудь дополнительной услуге, как правило, связана именно с мобильным мошенничеством. Следующим шагом обычно становится списание средств с абонентского счета.
Кстати, подобная практика, в рамках которой абоненты знают обо всех подключенных сервисах, действует в Европе. Именно на этот опыт прежде всего ориентируются авторы законодательной инициативы.
По статистическим данным Роскомнадзора, число пользовательских жалоб на «самовольное» подключение различных мобильных сервисов и услуг продолжает расти. Летом 2012 года активность телефонных мошенников пошла на спад, но к третьему кварталу злоумышленники вновь активизировались. Кроме того, эксперты признают, что мобильные мошенники стали действовать хитрее и теперь вместо единовременного списания со счета больших средств предпочитают небольшие, но массовые денежные списания. «Как правило, деньги снимаются ночью по 10-20 рублей. Часто абоненты этого даже не замечают», – отметил заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов.
Если законопроект одобрят, то ответственность за подключение всех дополнительных услуг и мобильных сервисов целиком ляжет на плечи операторов связи. Именно они, по мысли авторов законодательной инициативы, должны возмещать убытки, которые понесли их абоненты за подключенные против их воли услуги.
Как сообщилОлег Иванов, в ближайшее время представители ведомства будут работать над законодательным закреплением обязательств операторов в получении письменного согласия абонентов на подключение дополнительных услуг. «Мы будем просить о законодательной инициативе в этом плане для того, чтобы было так: если абонент хочет получать контент-услуги, он должен пойти в салон связи и письменно это подтвердить, написав заявление. Если же какая-либо платная услуга уже подключена без ведома абонента, оператор должен будет возместить своему клиенту все убытки», – считает Олег Иванов.
Для реализации нововведения авторы законопроекта планируют заручиться соответствующим постановлением правительства. Но на первом этапе инициативу все же обсудят с непосредственными участниками рынка – операторами связи. Обсуждение планируют провести уже в декабре.
Фото: Фото с сайта Storyportal.ru