Яркими плакатами о скидках, акциях и спецпредложениях самарские магазины бытовой техники и электроники запестрели еще с середины декабря. Теперь предновогоднюю шопинг-горячку сменил сезон повсеместных распродаж, его «очаги» будут повсеместно возникать то тут, то там вплоть до февраля. Закономерность, согласно которой яркий ценник притупляет бдительность, многие потребители неоднократно испытывали на себе. Более того, цена, заявленная как сниженная, может подчас таковой не являться – в этом можно убедиться, просто сравнив ее с ценами в других магазинах. Как не стать «жертвой» зимней распродажи техники?
Зимний сезон скидок в самарских магазинах техники и электроники в самом разгаре. До 14 января жители города еще могут успеть на «Первую новогоднюю распродажу» в сеть магазинов «М.Видео» с заявленным размером скидок до 30%. Также до 14 января продлится распродажа в «Корпорации Центр»: на всю бытовую электронику здесь действует скидка до 50%. Днем раньше, 13 января, закончится новогодняя распродажа техники в магазинах «Эльдорадо» – до этого целый ряд товаров здесь предлагается по специальным ценам. В магазине re:Store, который является официальным партнером компании Apple в России, в январе действуют специальные цены на некоторые продукты американского производителя. Так, по специальной цене можно купить ноутбук MacBook Air: скидка на 11-дюймовую модель составляет 2000 рублей, а на 13-дюймовую – 4000 рублей. А ноутбук MacBook Pro посетители самарских магазинов re:Store смогут и вовсе купить на 10 000 дешевле по сравнению с ценами конца 2012 года. Скидки продлятся до 25 января (на MacBook Air) и до 20 января (на MacBook Pro). Дополнить эти конкретные примеры другими несложно: достаточно лишь пройти или проехать по улицам города и взглянуть на рекламные плакаты и магазинные витрины.
Жительница Самары Инна Воробьева рассказала о своем неудачном опыте покупки мелкой бытовой техники в сезон распродаж. «Прошлой зимой я купила в одном из крупных магазинов техники кухонный комбайн – скидка на него была около 30-35%. В тот день я просто зашла в магазин, увидев плакат о сниженных ценах и акциях. Комбайн не был необходимостью, просто поняла, что лишним на моей кухне он точно не будет. К тому же при его покупке магазин дарил подарочный купон, который можно было потратить на еще одну покупку. Купон составлял половину от стоимости комбайна – это меня тоже привлекло. В итоге кухонный комбайн я купила с витрины, но меня это не смутило. Внешне товар выглядел исправным, проверка на кассе также не выявила недостатков. Однако буквально спустя месяц использования кухонный прибор «забарахлил». Отнесла его в сервисный центр, починили, но поломки не закончились. Спустя пару месяцев перестал включаться один из режимов. Комбайн мне снова починили, но, согласитесь, две поломки за столь короткий срок эксплуатации кого угодно насторожат. Производитель, кстати, проверенный и надежный. Негативные впечатления от этой распродажи, конечно, остались. Кстати, подарочный купон, по-моему, так и не успела использовать. Словом, у меня сформировалось мнение, что большие и широко анонсированные распродажи бытовой техники – это либо сброс устаревших моделей, либо маркетинговый ход».
Конечно, есть и масса положительных примеров. «Буквально перед Новым годом на распродаже в магазине техники мы купили холодильник с 30% скидкой, – рассказывает жительница Самары Анна Строганова. – Предварительно сравнили цены: в других магазинах города выбранная нами модель стоила дороже, не на 30%, конечно, но все же. Пока своей покупкой абсолютно довольны, равно как и ценой, и дисконтной картой, которую получили за купленную технику».
Потребители, психологи и даже представители федеральных торговых сетей предупреждают: главная стратегия, которую посетителям магазинов техники стоит избрать в сезон распродаж, – внимательность и взвешенность решений. Действительно, есть немало примеров, когда за красочным ценником со скидкой скрывается уцененный товар с небольшими внешними дефектами или – что хуже – с какими-то внутренними недостатками.
Чтобы не стать «жертвой» сезонной распродажи техники, следует обращать внимание прежде всего на внешний вид техники. Нежелание многих потребителей покупать витринные экземпляры не каприз, а обоснованное требование. Все же шансов сохранить внешнюю целостность больше у товара, который хранится на складе. Обычный осмотр перед покупкой будет по силам каждому: нет ли сколов и трещин на поверхности техники, целы ли стеклянные и пластиковые части, нет ли разрывов и замятий на шнуре и вилке, плотно ли детали прилегают друг к другу. «Перед тем как идти на кассу, обратите внимание на то, есть ли на стеклянных и глянцевых поверхностях техники защитная пленка, – советует директор магазина «М.Видео» Марина Любавина. – Коробка, в которую упакована техника, должна выглядеть аккуратно и надежно, а вещь должна быть зафиксирована внутри. Это гарантирует ее сохранность во время транспортировки. Если же это крупная бытовая техника, то лучше воспользоваться доставкой магазина, так как при неправильной транспортировке техника может получить повреждения».
Однозначно не стоит пренебрегать и проверкой функционирования техники. Перед оплатой покупки стоит убедиться, что все режимы и функции устройства исправны, а если это техника, которая будет использоваться в быту регулярно, то стоит убедиться, что все в ее управлении для покупателя удобно и понятно. В отличие от хорошо освещенных и грамотно организованных витрин места для проверки техники в магазинах нередко представляют собой небольшие «уголки», в которых уже толпятся покупатели, проверяющие свой товар. Многие, взглянув на это, решают устроить проверку технике непосредственно дома. Если вдруг обнаружат неисправность, обменять или отремонтировать, конечно, смогут – по гарантийному талону и чеку. Но куда проще убедиться, что техника исправна, сразу на месте покупки.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться посетители магазинов техники в сезон распродаж, – отказ продавца заполнять гарантийный талон. Консультант может сослаться на большой поток посетителей и предложить покупателю забрать пустой талон с печатью магазина. Однако продавец обязан заполнить талон на месте продажи, сопроводив его печатью. Житель Самары Иван Романов купил на распродаже телевизор и не стал настаивать на заполнении талона. «Консультант успокоил меня, сказав, что на талоне есть печать магазина, а значит он действителен. На момент покупки телевизор был полностью исправен – я не поленился потратить время на проверку. Однако спустя пару месяцев работы мой телевизор сломался, отказали несколько интерактивных функций. Когда я принес его в магазин, принимать неисправный телевизор отказались. Причину объяснили так: не заполнен гарантийный талон. Потом, конечно, мне удалось отстоять свою правоту – благо, сохранился чек. Но перед этим пришлось заполнить несколько документов и потратить уйму времени».
Фото: Фото с сайта Afullcup.com