О мнимой и реальной конкуренции между портативными компьютерными устройствами, премьерах 2013 года и о том, как пользователь может влиять на производителя, редактор сайта IT63.ru побеседовал с официальным представителем компании Fujitsu в Приволжском федеральном округе Александром Зайцевым
– Александр, в самом начале прошлого года вендоры и аналитики назвали ультрабуки едва ли не самой ожидаемой премьерой. А в конце года те же ультрабуки оказались вдруг самым большим разочарованием: громкой премьеры не получилось, не было заоблачных объемов продаж. Как вы оцениваете массовый дебют этих устройств на рынке?
– Традиционно выходу какой-нибудь знаковой и ожидаемой новинки сопутствуют высказывания аналитиков в прессе, что она изменит расстановку сил на рынке. Я сказал бы, что ультрабук – это классный продукт и все, что от него ожидали, он показал. При этом он удачно занял свою нишу – сегмент премиум –, вытолкнув оттуда другие продукты. До него на этот статус претендовали премиальные ноутбуки стоимостью от 40 тысяч рублей, которые прежде всего отличались уникальным дизайном или максимальной начинкой. В целом, ультрабуки пришли на рынок в нужный момент, когда пользователь захотел получить устройство с небольшими габаритами и емкой батареей. Под эти потребности и были разработаны ультрабуки, поэтому рынок воспринял их в целом позитивно.
– Почему же они не заняли большую долю рынка, раз имеют для этого потенциал?
– Думаю, в большей степени сейчас это связано с ценой продукта. Как только ультрабуки перейдут в средний ценовой сегмент, ситуация изменится. Ведь если мы посмотрим на российский рынок ноутбуков, то у нас самые продаваемые устройства стоят до 20 тысяч рублей! Согласитесь, по своим характеристикам это не самый идеальный продукт. Доступная цена – это компромисс, на который идет производитель. Ультрабуки же пока являются бескомпромиссным решением. Однако удешевить его производство возможно за счет массовости. Ведь первые ноутбуки тоже стоили дорого, но постепенно за счет унификации деталей и снижения стоимости компонентов они подешевели. Думаю, что со временем простой ноутбук будет выглядеть как ультрабук, а по стоимости станет доступнее. Но с другой стороны, производители также понимают, что ультрабукам важно удержаться в занятом премиум-сегменте. Ведь премиум-пользователи тоже нуждаются в «своем» устройстве, и если ультрабуки вдруг подешевеют, эта ниша вновь будет пустовать.
– Какие новинки компания Fujitsu недавно представила в сегменте ультрабуков? Например, я знаю, что состоялась премьера дамского ультрабука Fujitsu.
– Да, компания недавно представила «женскую» модель ультрабука на японском рынке. Я видел это устройство на выставке, оно выглядит довольно элегантно. Это ультрабук формата luxury, ориентированность на женскую аудиторию в нем достигается исключительно благодаря дизайну. Такие модели, безусловно, интересны, однако производитель не делает больших ставок на них.
– Почему?
– Как показала практика выпуска специальных дамских моделей, спрос на них очень специфичный. Мужчины их, естественно, не покупают, тогда как женщина может выбрать «мужскую» модель. Четкая сегментация портативных компьютеров на женские и мужские модели не сделает товар массовым.
– Тогда на какого покупателя прежде всего ориентируется компания Fujitsu?
– Если говорить об ультрабуках и ноутбуках, то компания уже давно выделила для себя направление: мы ориентируемся в основном на корпоративных покупателей. Большинство решений компании ориентировано в первую очередь на «корпоративщиков». В качестве примера могу привести один из флагманов Fujitsu – ультрабук FUJITSU LIFEBOOK U772. Это один из немногих ультрабуков, который имеет док-станцию. Это очень удобно: пользователь может приходить на работу, подключать свой ультрабук к док-станции и работать с монитором, принтером, сетью. Когда рабочий день заканчивается, он отсоединяет свой ультрабук и уносит его домой. При этом не нужно носить с собой провода. Также компания предлагает дополнительные решения по безопасности. Например, сканер отпечатков пальцев, жесткие диски и твердотельные накопители с шифрованием и т. д. Кроме того, Fujitsu стала первой компанией, у которой появились ультрабуки с опциональной поддержкой LTE. Кстати, компания и ноутбук с поддержкой 3G выпустила на российский рынок, когда в стране только начали разворачивать 3G.
– То есть сейчас пользователи могут приобрести продукты компании Fujitsu с поддержкой LTE, и эти устройства смогут работать в российских частотах?
– Опционально почти все современные ультрабуки и ноутбуки компании Fujitsu имеют LTE-модуль. Если же у продавцов нет в наличии такой опции, то пользователь может купить такое устройство, обратившись в сервисный центр, установить LTE. Мы уже тестировали сеть LTE на одном из ультрабуков в Самаре – результаты были хорошие.
– Давайте вернемся к компьютерным новинкам от компании
Fujitsu. Каких премьер стоит ждать российским пользователям в начале года?
– Компания уже проанонсировала выход двух планшетов на Windows 8. Это две модели: 10-дюймовый Fujitsu STYLISTIC Q572 и 11-дюймовый Fujitsu STYLISTIC Q702. Эти устройства придут на смену 10-дюймовой модели Fujitsu STYLISTIC Q550. Планшеты отличаются не только размерами: к STYLISTIC Q702 можно подключать клавиатуру в виде док-станции. Также различны процессоры устройств: Fujitsu STYLISTIC Q572 построен на AMD, STYLISTIC Q702- на Intel Core i3 и Intel Core i5. Впервые эти планшеты были проанонсированы осенью прошлого года, но для российских пользователей они станут первыми новинками наступившего года. В конце января-начале февраля оба устройства уже должны поступить к дистрибьюторам.
– Раз уж мы заговорили о планшетах, разделяете ли вы мнениео том, что планшеты в 2012 году реализовали активную экспансию на рынке портативных устройств и в дальнейшем будут продолжать захватывать рынок. Можно ли говорить о том, что планшеты вытеснили ноутбуки или нетбуки?
– Планшеты существуют уже более десяти лет наряду с КПК, ноутбуками с поворотными экранами и классическими ноутбуками. За прошедшее время этот класс устройств серьезно развился, это понятно самому обычному пользователю. Планшеты стали тоньше и производительнее, увеличилось время их автономной работы, появился качественный тачскрин и новые экраны. В итоге именно планшеты и телефоны полностью вытеснили рынок КПК, нанесли серьезный удар по нетбукам и сейчас оказывают давление на ноутбуки.
– Рынок сегодня максимально разнообразен, к тому же вендоры не устают повторять: для определенной работы – свое устройство. Как выбрать свой портативный компьютер тем, кто все же стремится к универсальности и хочет получить «все в одном»?
– Такие стремления не редкость, но, увы, на практике это вряд ли возможно. Портативные устройства нельзя покупать «на века» – современные гаджеты устаревают очень быстро. Неоднократно у меня спрашивали, какой компьютер купить, чтобы он не устарел через два года. В условиях стремительного развития этого сегмента техники устройства устаревают уже через полгода. Но с другой стороны, сегодняшняя ситуация хороша тем, что многие уже имеют опыт пользования ноутбуком или планшетом и идут в магазин уже за вторым или третьим устройством. А значит, могут выбирать не только исходя из современных технологий, но и ориентируясь на свои потребности. Ведь опыт пользования тоже решает многое и даже влияет на вендоров. Например, одно время были популярны ноутбуки с глянцевой поверхностью, их производили многие вендоры. Однако спрос вдруг резко упал: люди попробовали эти устройства в быту и поняли, что на крышке и клавиатуре остаются отпечатки пальцев. Неудобно и неэстетично. В итоге рынок отреагировал на эту пользовательскую практику – эти устройства ушли. Или еще один пример: на смену матрицам с антибликовым покрытием однажды пришли глянцевые матрицы. Пользователи сразу оценили: цвета на таких экранах были ярче и сочнее. Но сейчас эта тенденция сменилась обратной: корпоративные пользователи осознали, что им неудобно пользоваться устройствами с глянцевой матрицей, так как эти экраны очень бликуют и от долгой работы устают глаза. Так сами пользователи в очередной раз создали тренд на рынке и повлияли на производителей.
Фото: Фото из личного архива эксперта