20 октября среда
СЕЙЧАС +2°С

Самарские ученые придумали, как повысить безопасность перелетов и поездок на автомобилях

Специалисты работают над новой версией программы диагностики оборудования

Программа сможет быстро продиагностировать работу всех систем на воздушном судне

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева усовершенствовали разработанный ранее диагностический комплекс, который способен автоматически предсказывать возможные сбои, неполадки и отказы в работе сложных технических систем.

— Мы разработали новую нейросетевую архитектуру для диагностического комплекса обнаружения технических аномалий. Эксперименты на испытательном стенде показали, что точность правильно предсказанных состояний оборудования превышает 99%. Кроме того, новая архитектура более гибкая и позволяет легко увеличить количество потенциально распознаваемых неисправностей. Исходные коды нейронной сети мы выложили в открытый доступ: исследователи со всего мира могут опробовать свои алгоритмы на наших данных или, наоборот, проверить нашу программу на своих данных, — сообщил старший научный сотрудник института искусственного интеллекта Самарского университета Евгений Минаев.

Принцип диагностики заключается в сравнении реального состояния системы (данные собирают с помощью датчиков) с идеальным «портретом», закрепленным в базе данных программы. Комплекс может выявлять, например, изменения в показателях давления в маслосистеме, разницу в уровнях температуры или расходе топлива.

— По замыслу разработчиков в перспективе подобные диагностические комплексы могут использоваться для повышения безопасности авиационных перевозок, но уже сейчас полученные характеристики позволяют применять их в промышленности, в беспилотных летательных аппаратах и автомобилях, — отметили также в университете.

Это не первая громкая разработка самарских ученых. В марте представители медицинского университета и Национального исследовательского университета имени Королева нашли способ, как бесконтактно определить изменения в состоянии здоровья пациентов с коронавирусной инфекцией.

Автор