Наука Виртуальная модель Самары «разгрузит» дороги?

Виртуальная модель Самары «разгрузит» дороги?

Разработка виртуальной транспортной модели города, длившаяся чуть больше года, почти завершена. Авторы проекта и представители муниципальных властей считают, что технологичный программный комплекс сможет позитивно повлиять на дорожную ситуацию в Самаре.

В четверг, 2 августа, в городской администрации представили виртуальную транспортную модель Самары. Разработка позволит спрогнозировать дорожную ситуацию при изменении условий движения.

Специалисты Пермского национального исследовательского технического университета создавали виртуальную транспортную модель Самары в течение года. Впервые о необходимости внедрения подобной разработки заговорили в начале февраля 2011 года. Тогда руководитель управления внешнего благоустройства департамента городского хозяйства и экологии Игорь Рудаков отмечал, что компьютерная модель города позволит оценить последствия решений при планировании работы дорожной сети, а также сценарии развития транспортной системы в будущем. В разработке виртуальной карты планировалось учесть опыт создания подобных моделей в других городах – Санкт-Петербурге, Казани, Перми.

В Самаре использование программы PTV Vision, которая и представляет собой виртуальную схему города, началось еще в 2007 году. Специалисты Самарского государственного технического университета закупили академическую версию программы и уже тогда начали изучать возможности, которые открывает ее использование. По словам декана факультета автоматики и информационных технологий СамГТУ, кандидата технических наук Николая Губанова, в распоряжении специалистов вуза были и свои программы. «Но со временем мы от них отказались, потому что уже есть серьезные программные продукты фирм, занимающихся этим на протяжении многих лет. Vision – лидер таких программ. Это стандарт для Западной Европы. К примеру, с помощью этой программы полностью организовывается транспортная инфраструктура Швейцарии».

В целом суть такой системы всегда сводится к анализу текущей дорожной ситуации: компьютерная модель позволяет оптимизировать городскую дорожную систему с учетом актуальной загруженности городских магистралей.

Созданная на базе программного комплекса PTV Vision модель представляет собой виртуальную копию нашего города: на ней обозначены дороги, улицы, архитектурные сооружения, площади, маршруты общественного транспорта. Также на карте обозначено количество единиц легкового и грузового транспорта на улицах и число пассажиров в них. Спрогнозировать дорожную ситуацию можно с учетом изменения любого из этих параметров. Например, если на одной из городских улиц планируется возведение нового жилого комплекса, система поможет проанализировать, как строительство повлияет на загрузку транспортных магистралей города впоследствии. Кроме того, виртуальная модель выработает оптимальные предложения по строительству новых дорог, развязок и паркингов близ будущего ЖК.

Разработанный 25 лет назад программный комплекс PTV Vision объединяет два уровня моделирования: макроуровень PTV Vision VISUM и микроуровень PTV Vision VISSIM. Благодаря им на виртуальную карту заносятся исходные данные (распределение транспортных потоков) и актуализация организации движения. У комплекса более двух тысяч пользователей по всему миру, среди которых такие страны, как США, Англия, Ирландия, Италия, Испания, Голландия, Польша и др.

В настоящий момент работа над виртуальным «слепком» города уже вышла на финишную прямую. Разработчики сейчас заняты внесением некоторых уточнений по исходным данным. Уже известно, что принцип действия виртуальной модели, скорее всего, опробуют на улицах Луначарского и 22-го Партсъезда (на участке от пересечения с улицей Ставропольской до пересечения с Карла Маркса). Выбор неслучаен: именно эти дорожные участки города власти планируют реконструировать в следующем году.

Первый заместитель Главы Самары Юрий Ример отметил, что созданная виртуальная модель города имеет большое прикладное значение. «Это очень важный инструмент для работы архитекторов, строителей, дорожников. Созданная модель будет актуальна всегда, и данные в нее будут вноситься по мере изменения самого города».

Представитель группы разработчиков – доцент Пермского национального исследовательского технического университета Михаил Якимов – рассказал, что дорожная ситуация в Самаре отличается от городов, в которых виртуальная система уже внедрена и работает, именно поэтому разработка для нашего города оказалась уникальной. «В Самаре очень плотная сетка улиц и много транспортной инфраструктуры. Поэтому центр города успешно справляется с потоками с окраин города: пробок мы здесь практически не увидели. Это не характерно для таких городов как, например, Пермь или Екатеринбург».

«Эта система, как слоеный пирог, – объяснил принцип действия виртуальной модели города доцент кафедры автоматизации производств и управления транспортными системами факультета машиностроения и автомобильного транспорта СамГТУ Валерий Папшев. – Сначала создается так называемая «подложка» или растровая основа, на которую наносится транспортная сеть. Затем создается слой регулирования дорожного движения, вводятся правила приоритета, светофорные объекты, вводятся параметры движения общественного и индивидуального транспорта. И только потом мы оперируем транспортными потоками».

Фото: Фото с сайта City.samara.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления