Естественность, неподдельность событий и эмоций, искренность, драйв, живая повествовательность – это то, за что во всем мире ценится репортажная фотография. Специалистов, работающих в этом жанре, не так много. С одним из них, фотографом, видеооператором Алексеем Хорьковым, мы познакомились на съемке мероприятия 63.ru.
– Как давно ты работаешь в жанре репортажной съемки, и какова ее основная специфика?
– Основная особенность репортажа заключается в том, что это съемка каких-то событий или людей без особого внедрения или режиссирования самого события. Репортажная съемка – живая, в ней все по-настоящему и нужно ловить каждый момент происходящего, не расслабляясь ни на минуту. Хороший опыт в репортаже я получил, работая на телевидении: снимал новостные сюжеты, криминальные хроники (операции захвата правонарушителей, погони), дорожно-транспортные происшествия и пожары. Экстремальные съемки сильно мобилизуют: времени на оперативную съемку происшествия обычно не более пяти минут, потом в основном начинались неадекватные действия со стороны непосредственных участников события, от которых приходилось иногда спасать аппаратуру...
Весь мой опыт работы в фото- и видеосъемке составляет более 15 лет. До 2007 года моя жизнь целиком была связана с Дальним Востоком: родился и вырос в Комсомольске-на-Амуре, затем семья переехала в Хабаровск. Несколько лет назад личные обстоятельства привели меня в Самару, с тех пор живу и работаю здесь, занимаюсь видеосъемкой театральных мероприятий, свадебной и портретной фотографией.
– С чего началось твое увлечение фотографией?
– Моё увлечение фотографией идёт из далёкого детства, со старенького «Зенита-Е», который старше меня самого. В те годы фотография была повальным увлечением. Во всяком случае, каждую неделю кто-нибудь из родителей по выходным закрывался в ванной с увеличителем, кюветами и прочими атрибутами тогда ещё чёрно-белой фотографии. Наш «Зенит» был для меня под запретом на вынос из дома. Позиция родителей была проста: заработаешь деньги – купишь себе фотоаппарат. После восьмого класса вместо летних каникул я два месяца поливал клумбы с цветами в городском парке. Заработал, помню, 95 рублей. В итоге у меня появился свой фотоаппарат, правда, не «Зенит», а «ФЭД-50», только что поступивший в продажу. А с началом нового учебного года я записался в группу обучения фотографии на УПК (учебно-производственный комбинат) при школе. С приходом эры «мыльниц» устроился оператором фотопечати в одну из лабораторий, учился на чужих ошибках. Ведь за два года работы я отпечатал и пересмотрел, наверное, несколько миллионов фотографий. Наряду с этим стала более доступной литература по фотографии. Тогда я и познакомился с творчеством некоторых мировых фотографов, таких как Ричард Докинз, Найджел Харпер. Собственно, их работы и подтолкнули меня в выборе основного направления фотосъёмки – свадебный репортаж.
– Тебе легко снимать свадьбы?
– Несмотря на всю привлекательность, этот вид съёмки среди специалистов считается одним из самых сложных. Свадебный фотограф не имеет право на ошибку. Сейчас, в эру цифровой техники, современным фотографам проще – выбрал функцию «программный автомат», включил «фотопулемёт» и только успевай карты памяти менять, а потом можно что-нибудь выбрать. В случае с аналоговой фотографией приходилось работать головой, прежде чем сделать кадр. Именно поэтому мне нравилось работать с плёнкой. Рассматривая работы современных фотографов, специализирующихся на свадьбах, замечаешь много общего – в основном, это постановочные сюжеты. Конечно, без этого и я не обхожусь в работе, но стараюсь не злоупотреблять данным видом съёмки. Большинство молодожёнов, подходя к вопросу выбора фотографа и в дальнейшем рассматривая его яркое портфолио, начисто забывают о том, что они не модели, а свадьба – это не фотосессия на весь день. У меня неоднократно были случаи, когда фото- и видеосъёмку портили плохая погода, отсутствие настроения у невесты, не говорю уже про хроническую нехватку времени, его всегда не хватает на свадьбе. Это всё касается постановочных кадров. Люди ведут себя свободнее, когда не думают о том, что за ними следит объектив фотоаппарата. Именно поэтому я в основном работаю в режиме репортажной съёмки: стараюсь не вмешиваться слишком сильно в происходящее, просто фиксирую самое интересное...
– Как охарактеризуешь свой стиль в свадебной фотографии?
– Своим стилем непосредственно в свадебной фотографии считаю попытки уловить живые эмоции людей, которые происходят на свадебной церемонии. Ведь именно живые, а не постановочные эмоции заставляют фотографию жить своей жизнью и при просмотре дают пищу для воспоминаний именно того момента, который отражён на снимке. Подобные снимки – большая редкость и, если мне удаётся сделать на свадьбе хотя бы десять подобных сюжетов, считаю, что поработал не зря.
– Ты уделяешь много внимания постобработке?
– Наверное, многие меня закидают камнями, но модным в среде фотографов Photoshop я практически не пользуюсь. Без дополнительной обработки фотография выглядит естественнее, но иногда он бывает весьма полезен в плане ретуши. Считаю, что хорошая обработка может быть осуществлена исключительно на качественно снятой фотографии. Она может придать новое настроение снимку, акцентировать какие-то моменты, но серьезная художественная обработка всегда занимает много времени.
– Какой кадр для тебя классный?
– Наверное, тот, который я не смогу больше никогда повторить. Поймать момент истины. Мне нравится смотреть на фотографию как на кадр из фильма, который ты можешь выстроить и досмотреть в своей голове… К слову, именно кинематограф меня очень вдохновляет: творчество таких режиссеров как Тарковский, Финчер, Скорцезе, Бертон. Ну и музыка, конечно. Pink Floyd, психоделичность и яркие образы.
– Ты считаешь себя профессиональным фотографом?
– Меня немного смешит та поспешность, с которой люди, купившие дорогую технику, называют себя «профессиональными фотографами». Для меня профессиональный фотограф – тот, кто превратил фотографию в ремесло, в средство для заработка денег. Другое дело, когда человек – профессионал в своем деле. Я не считаю себя профессиональным фотографом, и мне нравится высказывание одного известного фотографа: «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы...».
– Сейчас все берут в руки фотоаппараты...
– Это нормально. Пусть людей, увлеченных фотографией, будет больше! Важно не то, какая у тебя техника. Главный инструмент фотографа – это его голова: воображение, видение, знания. Фотограф снимает не фотоаппаратом, а головой. Если у тебя есть, что сказать людям, ты это скажешь...
Контакты:
Тел. 8-917-945-9779;
E-mail: sv_photoman@mail.ru.