В областной столице завершился фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», который сделал Самару на два дня музыкальной столицей мира. Не с каждым регионом у Мариинского театра выстраиваются такие фундаментальные отношения, как с нашим, признался маэстро Валерий Гергиев и пообещал приехать с новой программой, включающей новаторские и радикально новые спектакли.
Уже в пятый раз в Самаре прошел фестиваль, задуманный как музыкальное приношение Мстиславу Ростроповичу (1927-2007) – великому музыканту ХХ века, крупнейшему виолончелисту, общественному деятелю. Это один из трех фестивалей, посвященных великому дирижеру, и единственный, проходящий не на столичной сцене.
Напомним, что творчество Ростроповича признано во всем мире. Ему посвящено около 140 музыкальных произведений, в том числе сочинения таких корифеев музыки ХХ века как Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Мессиан, Бриттен.
Самарский фестиваль развивает идеи и выполняет задачи, которые ставил перед собой Ростропович. Он инициировал создание крупных концертов и щедро делился своим талантом с провинциальными слушателями. Поэтому в областной столице каждый год звучат великие музыкальные произведения, шедевры русской и зарубежной классики – симфонии Чайковского, Малера, Шостаковича. В программе фестивалей прошлых лет были и последние сочинения крупнейших отечественных композиторов, которых можно назвать классиками XXI века: Концерт для скрипки с оркестром С. Губайдулиной, опера Р. Щедрина «Лолита». Неизменным остается прославленный коллектив – Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В этом году программа фестиваля во многом повторила сценарий, отработанный в прошлых годах. Но были свои призы и открытия. Не смогла приехать из-за болезни Аида Гарифуллина. «Молодая девица, способная сделать интересные вещи на сцене, заболела к сожалению», – рассказал директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Зато дебютировал молодой певец Саймон О'Нил.
«Самара в числе 6-7 городов, где слышали Софью Губайдуллину, здесь были Родион Щедрин и Майя Плисецкая, и музыка Щедрина будет звучать многократно, так как мы приближаемся к 80-летию известного композитора. Если мы приезжаем к вам, то стараемся, чтобы программа была сбалансированной. Брамс и Берлиоз очень разные композиторы, любовь к этим произведениям общеизвестна, но будут и произведения ныне живущих классиков, их не так уж и много в мире, всего пять», – сообщил на пресс-конференции перед началом первого дня фестиваля Валерий Гергиев. По словам маэстро, самарский театр оперы и балета на «хорошем ходу» после реконструкции: «Он красивый, сверкает, даже для симфонических оркестров в прошлом году он уже звучал убедительно».
В этом году между самарским театром оперы и балета и Мариинским театром был подписан специальный договор. Дело в том, что столичный театр очень много гастролирует. Только в Москве и Санкт-Петербурге он дает свыше 500 выступлений в год. Много гастролей и за границей. Например «Конька-горбунка» российские артисты показывали в Женеве, Швеции, Нью-Йорке, Хельсинки и других городах. Поэтому подписанный договор между двумя театрами позволит распределить силы, чтобы артисты могли отдохнуть и нашли время приехать в Самару.
Не у каждого региона такие теплые отношения с Мариинским театром, признался маэстро Валерий Гергиев. По его мнению, самарская публика готова не только к восприятию классики, но и к появлению новаторских спектаклей Мариинского театра, «в чем-то и шокирующих своей неожиданностью», как выразился Гергиев. Есть спектакли, проверенные 100-летней историей, такие как «Лебединое Озеро», «Жизель». Та же «Хованщина» существует 50-60 лет в одних декорациях, потому что это сумасшедшее исполнение, талантливые декорации, считает маэстро. «Но есть и радикально новые спектакли», – заинтриговал публику Валерий Гергиев.
Фото: Видео Андрея СЕМОЧКИНА