На встречу с самарскими киноманами приехал один из самых талантливых российских режиссеров, чей фильм «Жить» критики уже признали абсолютным фаворитом 2012 года. После показа в «Ракурсе» Василий Сигарев исчерпывающе ответил на все вопросы зрителей. Freetime63.ru постарался максимально передать впечатления от общения с самым честным и бескомпромиссным человеком в современном кино, приезд которого, похоже, станет самым знаковым явлением культурной жизни Самары.
Киноклуб «Ракурс», половина седьмого вечера. Пока за билетами выстраивается внушительная очередь, в дверях незамеченным появляется Василий Сигарев. Автор пьес (некоторые из них входят в репертуар самарского драмтеатра) «Пластилин», «Божьи коровки», «Детектор лжи», «Черное молоко» стал известным массовой аудитории как режиссер фильма «Волчок», который получил множество наград, в том числе в Португалии, Германии и Франции. В 2012 году состоялась мировая премьера его второго фильма – «Жить» (призы за лучшую режиссуру и операторскую работу на «Кинотавре»).
«Я хотел, чтобы наградили актеров», – признается потом режиссер. Фильм снят на пленку и его лучше смотреть в кинотеатре, что многие и собрались сделать субботним вечером, несмотря на предупреждение, что это кино «для бесстрашных зрителей».
Разговор редактора Freetime63.ru с Василием Сигаревым начался сам собой: каковы ваши дальнейшие планы, это будет не что иное, как комедия? «Это такая комедия, за которую и посадить могут. Сатирический юмор, для кого-то это не будет смешно», – улыбается режиссер. На такие встречи со зрителями он ездит нечасто, но наш город уже пришелся ему по душе. На вопрос-пожелание «приедете к нам еще?» он еще более загадочно улыбается: «Позовите, приеду». Разговор плавно переходит к теме самого фильма. «На этой картине у меня гениальный оператор», – задумчиво говорит Сигарев. По его словам, сейчас он видит в картине некоторые ошибки, которых не замечал раньше. А вот комплименты он готов принимать только после просмотра фильма: «Вы посмотрите, а потом скажете».
Почему для Сигарева так важно, чтобы его фильм сначала смотрели полностью, а потом выносили оценки, становится понятно уже после первых 10 минут после начала. Режиссер абсолютно органичен своему творению: честный, искренний, глубокий и добрый взгляд на происходящее в душе героев сразу пронзает зрителя насквозь. Он невольно начинает испытывать то же, что и они, что и являлось одной из идей режиссера. Три истории о том, как герои теряют своих самых близких людей касаются каждого, поэтому эмоциональный ответ неизбежен. И там, где казалось бы потеря смысла жизни уже близка, вдруг в некоторой точке начинается борьба за жизнь, и мысль о том, что «Жить необходимо, жить нужно, жить – обязательно» раскрывается языком кинематографа. «Это крайний случай, крайние истории, – объясняет Сигарев. – Через потери я пытался раскрыть силу простого человека. Сила жить – это уже сила, нельзя жить как супермен».
«Действительно сильные ощущения, я верила всему, что происходило», – признается позже одна из молодых девушек в зале.
Первый же вопрос, адресованный автору, касается веры, ведь в одном из самых сильных моментов героиня актрисы Яны Трояновой обращается к священнослужителю. «Я не верю в церковь», – объясняет режиссер. Он драматург по образованию, главное для него не знание драматургических законов, а «рассказать про человека». Как такие истории приходят Сигареву в голову? «Я ничего не придумывал. Когда мне было 12 лет, я увидел мать, которая хоронила своих сыновей. Я поднялся в ее квартиру, смотрел на нее и думал, как же ей жить дальше. Есть темы, когда человек становится объектом трагедии».
Дальше разговор с публикой становится на несколько градусов теплее: многих интересует, как проходили съемки. «Сложно снимать зимой, я понял, почему кинематографисты снимают летом и в Ялте», шутит Сигарев. Особые случаи на съемках связаны с животными. Во-первых, это собака, которая на последних минутах языком как будто уже документального фильма, так как это снято с первого раза, вползает вверх по лестнице. Во-вторых, дятел, которого съемочная группа в итоге засняла на фотоаппарат в парке, а спустя некоторое время режиссеру позвонили и сказали, что самый настоящий дятел сам «долбит» стену дома, где проходили съемки». Фильм снят в Тульской области. Хотя по мнению Василия, ничего бы не изменилось, если бы фильм был снят в Москве.
На вопросы о названии картины режиссер ответил: «Я честно пытался придумать другое название фильма, но не смог. Я год придумывал название».
Чем дальше продолжается разговор с залом, тем более общими становятся вопросы. На все высказывания о том, что показанное на экране мы наблюдаем каждый день Сигарев отвечает емко: «Мы видим каждый день, но не смотрим. Искусство – это не газетная сводка, это искусство сострадать». Вот уже звучат вопросы и о катарсисе в искусстве, и по мнению Василия Сигарева катарсис – это оргазм в искусстве, после которого закуривают и который запивают. Кстати, в числе фильмов, которые его самого заставили многое переосмыслить, режиссер называет драму «Иди и смотри» Климова.
После общения со зрителями и самарскими журналистами Василий рассказал, что чтобы снять последние сцены, они на самом деле взорвали дом, «по-настоящему», и еще раз упомянул, что он никогда бы не смог снимать в гробах живых детей, это были муляжи. А вот для тех, кого волнует, почему в фильме «Жить» именно такое специфическое музыкальное сопровождение, Василий Сигарев отвечает метафорой: «Фильм – это река, и музыка тоже идет рекой».