Стиль и красота В чем «Соль земли»?

В чем «Соль земли»?

Самара на четыре дня стала столицей документального кино страны. Здесь уже в пятый раз стартовали показы документальных фильмов в рамках всероссийского фестиваля «Соль земли». Киноработы отражают весь спектр современных проблем: от выживания инвалидов до трудной судьбы малого бизнеса в России. Из Самары в этом году ни одна работа не попала в число номинантов. По мнению ведущих документалистов, в нашем городе, как и во многих других, не хватает любительских киностудий, которые бы помогали молодым авторам. А вот самим молодым режиссерам не хватает авторской точки зрения.

Впервые фестиваль документальных фильмов «Соль земли» заявил о себе в 2008 году. У его истоков стоял известный самарский режиссер-документалист, заслуженный деятель искусств России Михаил Серков. Он снял за свою жизнь более 200 документальных лент, среди которых самые известные «Первое движение души», «Первая боль» и другие. В 1959 году Серков начал работать на Куйбышевской студии кинохроники, которая являлась одной из старейших в стране и долгое время единственной среди городов на Волге. В 1996 году легендарный режиссер открыл Самарский региональный фонд развития кинематографии, который теперь возглавляет его дочь, Мария Серкова. Она и стала президентом фестиваля документальных фильмов, продолжив дело отца.

На юбилейный, уже пятый по счету, фестиваль поступило более 115 работ, из которых оргкомитет отобрал 36 наиболее интересных фильма. Тематика работ самая разная: от рассказа о волонтерах, помогающих дому престарелых, до судьбы малого бизнеса в России. Документальное кино – это достаточно сложный жанр, подготовка и работа над которым занимают длительное время, говорят участники. Необходимым является наличие жизненного материала, на основе которого создается сценарий.

Большинство работ затрагивают самые актуальные проблемы современности. Режиссер из Ярославля Елена Дворецкая сняла картину «Видящие сердцем» о буднях слепой певицы, для которой слепота не является приговором. Автор хочет показать, что людям с ограниченными возможностями сложнее адаптироваться к обычной жизни, и привлечь внимание к проблеме незрячих людей. Московский режиссер Ирина Уральская сняла картину о косовских сербах, которые после военного конфликта борются за свою жизнь, влюбляются и работают. Фильм с необычным названием «Наши корни плавают в Волге, наши листья купаются в Сене» Виктора Серова из Новосибирска посвящен судьбе современных русских эмигрантов в Париже. Не может не тронуть работа Анастасии Петровой и Гульнары Ахметовой «Смех». Это лента о больничных клоунах Казани – людях, которые бесплатно работают в свободное время в больницах, где лежат дети с онкологическими заболеваниями. Есть и фильмы, которые рассказывают необычные истории: 80-летний старец из небольшого села Кыргызской республики всю жизнь мечтал совершить паломничество в Мекку и копил деньги, но накопив заветную сумму на путешествие, вдруг решил построить памятник в родном селе, посвященный солдатам ВОВ. И таких фильмов с пронзительными жизненными сюжетами всего 36, в них действительно вся «соль земли», уверены члены жюри.

Во многих номинациях заявлены фильмы и на исторические темы. «Прочное здание возможно построить только на твердом основании, а для этого необходимо добраться до истины, и это под силу документальному кино», – считает президент пятого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли» Мария Серкова.

Чтобы победить на фестивале, мало найти историю, нужно так написать сценарий и снять фильм, чтобы показать свой авторский взгляд. Нужно обладать особым зрением, считают члены жюри. По мнению известного киноведа, заслуженного деятеля искусств России и Армении, президента фонда Ролана Быкова, профессора ВГИКа Армена Медведева, в современном документальном кино есть много молодых интересных авторов. «И пусть кино не будет важнейшим из искусств, но оно останется», – считает он.

Отметим, что ни один самарский фильм в этом году не претендует на победу. У нас мало любительских студий документального кино, которые могли бы стать хорошим подспорьем для начинающих режиссеров. «Только в Самаре таких студий могли бы быть десятки», – говорит известный режиссер-документалист, член жюри Борис Лизнев. Технические возможности есть, оборудование есть, но не хватает желания, идей и авторского мышления. Кроме того, молодые режиссеры часто путают жанры и снимают фильмы в манере телевизионных передач, где есть объективность, но нет своей точки зрения. Хотя мир кино как раз создан для того, чтобы с помощью образов выразить свою собственную идею.

Итак, кто же выиграет главные призы фестиваля, пока остается интригой. Но каждый из режиссеров рассчитывает на победу. Freetime63.ru предлагает зрителям посетить фестиваль, пока он еще продолжается, и составить собственное мнение о документальном кино. Такая уникальная возможность предоставляется не каждый день и жителю не каждого города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Повсюду тлеют пожары, а народ опять — „безмолвствует“». В Тольятти состоялась премьера спектакля «Борис Годунов»
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси из Самары откровенно рассказал, что его бесит
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления