Кто только не спускался по парадной чугунной лестнице особняка Курлиных за 110 лет. В гражданскую войну в здании располагался штаб контрразведки белочешской армии. По одной из версий, в подвале особняка расстреливали красноармейцев. В 1941 году в усадьбе поселились сотрудники посольства Королевства Швеции. После реставрации музей модерна снова готов к приему гостей. В настоящее время «голубой особняк» выглядит так, каким был при жизни хозяев в 1903 году.
Над восстановлением первоначального облика усадьбы работали много специалистов. «Первая моя встреча с особняком состоялась в 1987 году. Здесь в это время делали ремонт ленинградские архитекторы. Они приспосабливали здание под музей краеведения, – рассказывает автор проекта «Реставрация усадьбы Курлиных», член Союза архитекторов России Наталья Басс. – Над проектом реставрации я начала работать вместе с командой специалистов в 2006 году».
«В Москве находится особняк Рябушинского, который называют «жемчужиной русского модерна». Работал над ним архитектор Федор Шехтель. Здание приблизительно такого же времени, что и особняк Курлиных. Они похожи по деталям, интерьеру и цвету фасада. У самарского «брата» такой же фонарь над парадной чугунной лестницей. Связано это с тем, что архитектор Александр Зеленко, который работал в Самаре, затем уехал работать вместе с Шехтелем», – считает Наталья Басс.
Проект создавался в течение двух лет. Многие работы потребовали дополнительных исследований. Чтобы узнать, каким был первоначальный цвет в комнатах, приходилось снимать краску послойно. Затем определять, какие детали являются первоначальными, а какие более поздними.
Перед авторами до сих пор стоит сложная задача – восстановить облик особняка таким, каким он был при жизни первых хозяев. «Хочу обратить внимание на фасадную часть. «Голубой особняк» – вот как его называли. Он всегда был для всех голубого цвета. И для нас самих было открытием, что первоначальный цвет здания нежно-бежевый. Здание стало выглядеть по-другому», – говорит Наталья Басс.
Наиболее сложные работы проходили в гостиной особняка. Наталья Басс гордится паркетными полами, которые частично восстановлены из тех самых столетних паркетных плашек. Работа проводилась очень кропотливо, все тщательно расчищалось и состыковывалось по цвету. Паркет обрабатывался с таким расчетом, чтобы непосвященный в реставрацию зритель не понял, где старые, а где новые куски.
Много труда вложили специалисты в лепной потолок. Сложность состояла в том, что на него при тушении пожара попало много воды. А вот камин сохранился в очень хорошем состоянии. Кирпичи дореволюционные, облицовка тоже осталась. Процесс изготовления «плиточек» нужной массы занял 2-3 месяца. Обратите внимание при визите в особняк, что люстра в гостиной тоже начала 20 века.
Одна из «изюминок» особняка – это комната-будуар с витражом. От подлинного «витража-осинки» сохранились только две верхние фромуги. Все остальное восстановлено художником. Новые детали и части другого цвета, чтобы зритель увидел разницу между первоначальным и воссозданным.
Михаил Савченко, директор музея модерна: «Впереди Ночь музеев, проведем «Фестиваль идей» во дворе. Планируем оживить «мертвый сезон» в июле и августе. Мероприятия будут проходить не только в музее, но и на улице, в кафе, кинозале».
Создание экспозиции музея продолжится в 2013 году. «Это процесс небыстрый, запланированы средства на поиск предметов, – объясняет директор музея модерна Михаил Савченко. – Сейчас есть время посмотреть особняк пустым и оценить задумку архитектора». В настоящее время особняк работает на «событийном поле», привлекая самую разную аудиторию.
Недавно в кинозале, который располагается в отдельном здании, показывали фильм 1913 года. Озвучивал его молодой самарский музыкант. На открытие музея планировалось пригласить режиссера Александра Сокурова и его программой «запустить» кинозал. Но пока договоренностей достичь не удалось. В феврале для всех желающих пройдет публичная лекция искусствоведов «Где живет модерн сегодня». В марте в гостиной музея выступят артисты самарской филармонии.
Фото: Видео и монтаж Максима Юрисова