За последний год сотрудники линейного отдела полиции в аэропорту Курумоч предотвратили сотни преступлений. Так, благодаря бдительным полицейским незаконопослушные пассажиры не донесли до самолетов пять единиц огнестрельного оружия, девять единиц травматического оружия, 31 боеприпас, 11 газовых баллончиков, 91 килограмм легковоспламеняющихся жидкостей, 10 ножей и 12 миллилитров наркотиков. В феврале транспортная полиция отмечает свой профессиональный праздник.
Линейный отдел внутренних дел в аэропорту Курумоч был образован в октябре 1971 года. Сейчас в нем насчитывается более 90 сотрудников. Начальник отдела Николай Буцеров работает в ЛОВД со дня основания. «Наш отдел занимается обеспечением безопасности на воздушном транспорте, на территории аэровокзала и прилегающей территории, – рассказывает он. – Сейчас в связи с тем, что меры по транспортной безопасности повсеместно усиливаются, у нас увеличен штат. Мы набираем молодых сотрудников, которые сначала проходят обучение здесь. Затем мы их отправляем на шестимесячные курсы в Нижний Новгород, где располагается наше управление. Поэтому на службу заступают уже подготовленные, квалифицированные кадры».
Одной из главных задач полицейских является пресечение попыток перевоза наркотических веществ. Кстати, Курумоч стал первым аэропортом в СССР, где впервые задержали курьера, перевозившего в желудке капсулы с наркотиками. С тех пор этот способ перевозки запрещенных веществ остается самым популярным. За время работы Николая Буцирова в самарском аэропорту были задержаны около 20 таких наркокурьеров. В основном, внутриполостной транспортировкой смертельного зелья занимаются мужчины – как правило, все они граждане ближнего Зарубежья. Последний подобный случай произошел в конце 2011 года. Полицейские задержали таджика, который вез в желудке 10 капсул с запрещенным веществом. В ЛОВД говорят, что бороться с этой напастью становится все сложнее: подозреваемых в незаконном обороте наркотиков не так-то просто задержать, все они начинают «козырять» своими правами и свободами. Кроме того, разглядеть капсулы не так легко даже с помощью спецоборудования. Поэтому неоценимую помощь оказывают собаки. К слову, этот способ транспортировки наркотиков небезопасен для самого курьера – нужно обладать недюжинным здоровьем. Капсулы могут разорваться, и тогда отрава мгновенно распространяется в организме. В практике Николая Буцерова был случай, когда «хранитель» наркотиков умер еще по дороге в больницу – спасти его не удалось.
Помимо наркотиков незаконопослушные пассажиры пытаются пронести в самолет оружие, взрывчатку, химические вещества и запрещенные жидкости. Однако все они встречают преграду в виде транспортной полиции. «Если говорить о минировании, то таких случаев у нас не было, – рассказывает заместитель начальника линейного отдела полиции в аэропорту Курумоч, подполковник полиции Алексей Узенков. – Как правило, все сообщения о готовящихся терактах оказываются ложными. Один-единственный случай, когда была реальная угроза для пассажиров, произошел еще в 80-е годы, когда гражданка из Киева везла взрывчатку в торте. Таким способом она хотела отомстить мужу за измену. Чаще мы сталкиваемся с незаконным провозом оружия. Однако самые громкие случаи приходились на 90-е годы, когда провозить боеприпасы было проще. Сейчас техника позволяет обнаружить запрещенные предметы с точностью до 99%».
В любом случае пассажиры, прежде чем попасть на борт самолета, проходят сложную процедуру досмотра. На входе в аэровокзал им необходимо пройти сквозь так называемую металлическую рамку. Она реагирует на объемные металлические предметы – именно поэтому пассажиров просят выложить из карманов ключи, мелочь и электронику. После этого сотрудники службы безопасности обследуют проходящих с помощью ручного металлоискателя. Он позволяет обнаружить спрятанные в одежде мелкие металлические предметы. После этого пассажир попадает в зону спецконтроля. Там пассажиры снимают верхнюю одежду, ремни и даже обувь. По словам Алексея Узенкова, обувь подвергается досмотру после того, как в США один из преступников пытался провести взрывчатку в подошве кроссовок. Одежда и ручная кладь проходят через интроскоп. Этот аппарат обладает такими функциями, о которых пассажиры даже не подозревают. К примеру, специальное оборудование бесконтактным способом определяет, какого рода жидкость находится во флаконах и бутылках – будь то вода, лимонад, кислота, спиртное или что-то еще. Сами пассажиры проходят сквозь еще одну металлическую рамку. Причем в 2011 году в Курумоче работал сканер, который позволял «увидеть» спрятанные под одеждой предметы. Однако многим пассажирам, в основном представительницам прекрасного пола, показалось что такой досмотр нарушает их права. Дело в том, что сканер выводит на экран монитора картинку, которая похожа на изображение обнаженного человека. Из-за большого количества жалоб сканер пришлось убрать. Однако рамки и интроскопы исправно выполняют свою функцию. Кстати, данные о каждом прошедшем досмотр пассажире и его багаже остаются в памяти аппарата. Это исключает возможность подкупа сотрудника службы безопасности.
За порядком также следят «четвероногие полицейские» – собаки. Они способны найти наркотики, взрывчатку и оружие. Собаки, к слову, работают по суткам. Сейчас полицейским аэропорта помогают кинологи из ГУВД. Но уже в этом году в ЛОВД будет образована своя собственная кинологическая служба.
Также сотрудники линейного отдела помогают предотвратить кражи. Правда, в здании аэровокзала их не бывает. Зато часто происходят случаи, когда пассажиры, приземляясь на самарской земле, при получении багажа обнаруживают, что чемоданы вскрыты, а ценности или документы пропали. «У нас проблемы с московским направлением, – говорит Николай Буцеров. – В год там происходит около 10 преступлений. Чаще всего воровством занимаются грузчики. В нашем аэропорту, к счастью, таких случаев не было».
Также сотрудники линейного отдела занимаются поимкой беглых преступников. Новая система проверки документов за две секунды выдает всю информацию о пассажире. Так, например, в январе самарским полицейским удалось задержать человека, находящегося в федеральном розыске.