Дороги и транспорт мнение За что я не люблю Москву

За что я не люблю Москву

Авторская колонка автоэксперта Артема Краснова

Мне сказали, что в праздники Москва будет свободной, поэтому я взял тестовую машину. Жили мы в Подмосковье, в 60 км от Москвы, и с ребенком добираться на машине было удобнее.

2 января трафик в самом деле оказался негустым, примерно как в обычный день в моем родном Челябинске. Но уже 3 и 4 января с полудня городские артерии распухли от транспорта и к вечеру заткнулись тромбами вялотекущих пробок, которые сами москвичи пробками не называют, смеясь над провинциальной склонностью все преувеличивать. Может быть. Но когда проезжаешь 60 км (из которых 40 км по федеральной трассе) за 2,5 часа, и это «без пробок» — терпение и мочевой пузырь начинают изменять тебе.

У московских пробок свой ритм: поток в основном не стоит намертво, а перемещается со скоростью хромого бегуна, страдающего отдышкой и обмороками. Бывает, километра два ты пролетишь со скоростью под сотню (разрешено), чтобы на следующие два километра потратить полчаса. Московский кольцевой ад (сокращенно МКАД) в теории должен обеспечивать быстрый объезд центра столицы, но в реальности то и дело захлебывается пробками на съездах к торговым центрам и кинотеатрам.

Выматывает. В Москве нужно умение абстрагироваться от таких мелочей, как пять-шесть часов в день, потраченных на пассивное перемещение себя в пространстве. Увлеченный москвич-автомобилист просидит в заторах 8 лет своей жизни. Чудаки они там, ей богу.

При этом организация движения в Москве в целом рациональна, например, многие светофоры работают с фазой зеленого более 100 секунд и настроены на зеленую волну, поэтому при умеренной загрузке дорог ты можешь довольно долго ехать без остановок. Многие светофоры оборудованы отсчетом обратного времени не только для фазы зеленого, но и красного. Судя по всему, алгоритмы учитывают реальную загрузку, потому что даже при километровых пробках светофоры не склонны затыкать одно из направлений на потребу другому.

Москва увешана камерами видеофиксации, но если за превышение скорости типовой штраф составляет, как и у нас, 500 рублей, то за неправильную парковку — от 2500 рублей. В центре Москвы практически все парковочные места платные (40–50 рублей в час), и схлопотать штраф можно, например, неправильно указав четырехзначный номер парковочной зоны при оплате услуги. Сделать это, к слову, можно с помощью сотового телефона, что очень удобно, потому что позволяет в любую минуту продлить время парковки с шагом 15 минут. Отдельной заботой москвичей стало распространение зоны платной парковки на многие спальные районы, причем в ряде случаев жители остались без альтернативы.

Использовать автомобиль в Москве становится все дороже, и у москвичей сформировалось более прагматичное отношение к личному авто, чем у нас. Многие пользуются им лишь по необходимости, не стесняясь ездить на общественном транспорте, который порой быстрее, хотя и недешев. К примеру, поездка втроем из нашего пригорода на электричке обошлась бы в 1000 рублей (без учета метро и автобуса), на автомобиле — 500 рублей. Поэтому если у вас все же есть автомобиль, держать его на стоянке ради экономии не всегда целесообразно. Казалось бы, продать его к чертовой матери и не оплачивать страховки, ТО, штрафы... Но и это не всегда целесообразно, потому что масштабы Москвы и пригорода порой делают поездку на авто все же удобнее, даже если в ежедневном режиме вы предпочитаете общественный транспорт.

Стоя в очередном заторе, невольно думаешь — не проще ли ввести жесткие ограничения на личный транспорт в Москве? Или платный проезд по основным дорогам? Но гиперавтомобилизация Москвы есть лишь следствие других проблем мегаполиса, включая перенаселенность и жадную застройку, поэтому само по себе запрещение автомобиля не облегчит ситуации. Без личного транспорта переместить массы людей в таком огромном городе почти невозможно, ведь уже сейчас в часы пик метро и электрички забиты под завязку.

Первые дни не покидает ощущение Гулливера в Стране великанов, потому что в Москве все шире, выше и пузатее. Магистрали шириной с взлетное поле обрамлены наползающими друг на друга высотками, которые выглядят как наши дома на гормональной диете. Эти глыбы ворочаются вокруг, словно перемалывая тебя, измельчая до состояния полной покорности происходящему. Первое время мне нравилось это холодящее ощущение рокового масштаба. До тех пор, пока того же масштаба не достигли пробки.

Многое можно простить за вид, который отрывается с Москворецкой набережной, когда на линии одного взгляда ты видишь храм Христа Спасителя, всю ширь Кремля и абрисы небоскребов Moscow City, которые завораживают как оазис в пустыне. Разные поколения Москвы на одной открытке в окружении праздничного моря машин.

Чтобы справиться с транспортным несварением, Москва активно строится: в ближайшие три года планируется открыть полсотни новых станций метро, а количество новых и модифицированных развязок таково, что если бы подобные работы осуществили в каком-нибудь из наших городов, мы бы стали первым городом-миллионником без светофоров и пробок. Двух ярусов развязок уже не хватает — строят третьи, но скоро не хватит и их. Иные развязки стали настолько сложными, что на тройных развилках можно заплутать даже с навигатором.

В этом есть что-то нелепое: заторы возникают в местах строек, призванных бороться с заторами. И когда объект сдается, он приносит лишь временное облегчение, потому что стройка начинается по соседству.

Зима и Москва не слишком уживаются вместе. Здесь часто бывают премерзкие оттепели, когда лучшая обувь — это водонепроницаемые сапоги. Но даже в морозы Москва утопает в слякоти: идешь до машины, дует пронзительный ветер, под ногами и из носа хлюпает, щеки обносит колючим льдом. Словами не передать, насколько мне ближе и приятнее наши морозы — в них есть та конкретность, которая требует лишь правильной одежды. Как соперник, они честнее.

Москва и Подмосковье страдают от вредителей-коммунальщиков, которые орошают города тоннами жидкой дряни, не сохнущей даже в ясную погоду. Омыватель стекла востребован постоянно, но у меня он перемерз, когда я купил омывайку на местной заправке, поэтому пришлось каждые 10 км останавливаться и чистить стекло снегом. И судя по количеству друзей по несчастью, омывайка в Москве — дрянь.

Люблю и ненавижу — это про мое отношение к Москве. Город с прекрасной архитектурой, разнообразный, многоликий, масштабный: подлинная мировая столица. Но, как и многие мегаполисы, Москва множит собственные проблемы в бездумной манере. Чем больше она растет и строится, тем больше нуждается в рабочей силе и деньгах и тем больше в конечном итоге растет и строится. Автомобильные коллапсы — далеко не единственное, но довольно яркое следствие проблем города, который перерос сам себя.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
318
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления