Безопасность пассажиров — главный приоритет добросовестных перевозчиков. Речь идет не только о соблюдении ПДД и грамотной эксплуатации транспортных средств. Даже сход автобуса с маршрута — казалось бы, ситуация для граждан не самая приятная — на самом деле еще одно проявление заботы о пассажирах. В каких случаях водитель обязан высадить людей из автобуса до конца поездки и как машины допускают к выходу на линию? Об этом рассказал главный инженер ООО «Самара Авто Газ».
В конце 2018 года в силу вступил обновленный приказ Министерства транспорта № 141 о правилах безопасности перевозки пассажиров. Нововведения распространяются на порядок предрейсового осмотра автобусов на регулярных внутригородских маршрутах.
— Если раньше осмотр проводили механики, то сейчас этим обязаны заниматься контролеры технического состояния транспортных средств. Они работают по собственному конкретному регламенту, и водитель может выйти на линию, только получив отметку о прохождении предрейсового осмотра от контролера. Если же контролер заметил какое-то несоответствие нормам, автобус отправляется в ремонтную зону, где механики устранят неисправность, — рассказал главный инженер компании.
Сейчас на предприятии работает достаточное количество контролеров в смене. За плановый промежуток времени специалист успевает осмотреть один автобус. В эту процедуру входит проверка основных узлов и агрегатов, которые влияют на безопасность дорожного движения: это тормозная система, рулевое управление, работа стеклоочистителей, состояние шин, крепление гаек на колесах, исправность световых и звуковых сигналов. А с 1 июля к этому списку добавится работа тахографа (согласно приказу Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 года № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» и техническому регламенту Европейского союза № 2016/798 от 29.03.2016 года).
У водителей свои обязанности по ежедневному осмотру транспортного средства. Например, они должны следить, чтобы в салоне всегда было две аптечки, два огнетушителя, а также два противооткатных башмака и два знака аварийной остановки. Если один из этих предметов по какой-то причине отсутствует, выйти на линию автобус не может. Это не только нарушает нормы безопасности пассажиров, но и грозит водителю административной ответственностью.
Несмотря на то, что автобусы проходят ежедневные предрейсовые осмотры и регулярные ТО, в пути с машиной может случиться непредвиденная поломка. Например, выйдет из строя стеклоочиститель или сгорит лампочка габаритных огней. Незначительное, на первый взгляд, происшествие влечет за собой опасность: продолжать движение в таких условиях водитель не может. Он обязан сойти с маршрута до устранения неисправности. Но не всегда поломки связаны с состоянием техники как таковой. Часто причиной схода автобуса с маршрута становятся внешние факторы. Так, разбитое дорожное полотно становится угрозой для шин — с пробитым колесом автобус далеко не уедет.
— Кроме того, на Московском шоссе работает большое количество ЛиАЗов. Длина таких автобусов — 12 метров, а линия недавно проложенных дублеров имеет небольшой изгиб. Чтобы избежать ДТП в таких условиях, водителям приходится заезжать на бордюр. Опять же пробиваются шины, мнутся диски, машина вынужденно съезжает с маршрута. Из-за того, что мы находимся в климатической полосе с резкими перепадами температур в течение суток, на некоторых автобусах пневмосистема сначала может накапливать конденсат и замерзать. В таком случае автобус также вынужден сойти с маршрута, — пояснил главный инженер предприятия, — Если поломка машины незначительная, к водителю выезжает специальная техническая бригада на автомобиле техпомощи, и ремонт происходит на месте. Если неисправность серьезная, то машина буксируется в автопарк и встает на ремонт.
В конце рабочего дня водитель и кондуктор обязательно осматривают свой автобус на предмет забытых вещей и подозрительных предметов. Случается, что бесхозную вещь находят во время рейса. Для такой ситуации у сотрудников компании-перевозчика также есть предельно четкие инструкции: автобус остановить, пассажиров высадить, после по возможности отогнать машину на расстояние от большого скопления людей и вызвать полицию. Далее стражи правопорядка осмотрят подозрительный предмет. Таких случаев в практике «Самара Авто Газа» было немало. К счастью, всякий раз предприятие имело дело только с забытыми вещами граждан.
Впрочем, по какой бы причине машина ни сошла с линии, кондуктор и водитель обязаны объяснить пассажирам ситуацию и пересадить их в следующий автобус по старым билетам.
— С нашими сотрудниками постоянно проводят инструктажи. С водителями — по технике безопасности в условиях той или иной погоды, в связи с резонансными ДТП. С кондукторами — по правилам перевозки пассажиров. Если у пассажиров остаются вопросы по поводу соблюдения техники безопасности или схода автобуса с маршрута, они могут обратиться напрямую к нам, на горячую линию департамента транспорта или Госавтоинспекции. Все контакты указаны в памятке, размещенной в салоне автобуса, — подытожил специалист «Самара Авто Газа».