
Сделать селфи в униформе водителя 60-х годов, пробить билет и посидеть за рулем тренажера, на котором раньше готовили новичков для работы в автопарке. Всё это могут посетители музея автомобильного пассажирского транспорта. Предприятие «Самара Авто Газ» открыло уникальную экспозицию для посещения. Как записаться на бесплатную экскурсию? Подробности в этом материале.
История музея начинается с советского времени. Тогда в каждом из пяти городских автопарков был свой красный уголок или ленинская комната. Многие предметы попали в экспозицию именно оттуда. А собирать ее начал Александр Авдиенко — заслуженный работник пассажирского транспорта России, он и был первым директором музея c 2004 года. Но в 2015 году хранителя уникальной коллекции не стало. Экспонаты базировались в здании предприятия «Пассажиравтотранс», но на долгое время остались фактически без хозяина.
В 2018 году музей обрел новую жизнь. Помещение прежнего перевозчика арендовало ООО «Самара Авто Газ». На предприятии решили: жители города должны знать историю самарских маршрутов, достижения работников пассажирского автотранспорта. Экспозицию, которая была в плачевном состоянии, привели в порядок — кое-что отреставрировали, дополнили новыми экспонатами. Так музей снова стал доступен для посетителей.
Сейчас в коллекции представлена раритетная техника, которой пользовались водители, кондуктора и диспетчеры автопарков много лет назад. Счетные машинки, кассы, автомат, выдающий билеты, запчасти и даже тренажер, на котором обучали новоиспеченных работников. Здесь жители города могут посмотреть целое собрание «сезонок» и проездных билетов разных времен, книг и пособий, моделек ретро-транспорта и презентаций новых автобусов. Отдельное место занимает гардероб, в котором собраны костюмы и фуражки водителей общественного транспорта 1960–1990-х годов. В музее хранятся кубки и дипломы соревнований профмастерства от советского времени до наших дней. В том числе — за работу самарских водителей и кондукторов на Олимпиаде-80 и ЧМ-2018.

Особая гордость музея — сотни документов и тысячи ретро-фотографий. Этот архив уже не раз приходил на помощь тем, кто питает научный интерес к теме истории самарского общественного транспорта.
— Долгое время считалось, что автобусное сообщение на территории нынешней Самары стартовало в 1934 году. Но мы нашли публикации о запуске междугородних автобусов до Димитровграда, Балаково и Серноводска в 1925 году. Так восстановилась историческая справедливость. Также к нам обращаются школьники, студенты, которые пишут научные работы, — поделились специалисты музея.
Сами работники «Самара Авто Газа» — частые гости в музее: любят поностальгировать, глядя на экспонаты, делятся своими воспоминаниями, рассказывают о личном опыте. А работники музея — в постоянном поиске новой информации и предметов, которые могли бы освежить экспозицию. На помощь приходят архивы, библиотеки, старые газеты и журналы, иногда откликаются местные жители. Сейчас в планах добавить в коллекцию более современные предметы, например валидаторы для оплаты проезда.
Посмотреть действующую экспозицию могут все желающие. Для этого нужно подать заявку в официальной группе «Самара Авто Газа» в социальной сети «ВКонтакте» или на сайте предприятия.
— В заявке нужно указать, кто и когда хочет посетить музей, сколько человек готовы прийти. Мы сформируем группу из 10–20 посетителей, подберем оптимальное время визита и пригласим на экскурсию. Это совершенно бесплатно. Сама экскурсия длится 30–60 минут: это интересный экскурс в историю и ответы на вопросы наших гостей. В музее можно фотографировать, трогать экспонаты, даже примерить на себя униформу, — рассказали сотрудники музея.