
У него размеренная манера говорить, невозмутимый вид и яркая внешность. Присмотритесь внимательнее: вы наверняка хотя бы раз в жизни видели этого молодого человека. Его зовут Владимир Стаханов, и он водит трамваи сразу на нескольких маршрутах в Самаре. Мы поговорили с ним и узнали, как становятся вагоновожатыми и для чего Владимир отращивает бороду.

— Я в детстве все время кого-то катал: на санках, на велосипеде. Плюс я жил на Чернореченской, по которой проходит много трамваев. И вот эти все факторы как-то постепенно объединились в одну большую мечту, — вспоминает Владимир.

Но к работе в «Трамвайно-троллейбусном управлении» (ТТУ) молодой человек пришел не сразу. После службы в армии Владимир поступил в педагогический университет.
— Я — бывший спортсмен, в 2008 году даже учился на тренера. Раньше я занимался плаванием, современным пятиборьем. Потом со временем интерес к этому немного поугас. Захотелось зарабатывать на жизнь, а не в пространстве висеть. А в ТТУ все сразу сложилось: выучился и начал работать — в свое удовольствие, — рассказывает Владимир.
В 2010 году, отпраздновав 20-летие, молодой человек записался на десятимесячные курсы в учебный центр на базе троллейбусного депо № 3 на Фадеева.
— Здесь нас подготавливали по полной программе. Самое важное было понять устройство трамваев, чтобы мы наши чешские «Татры» знали от и до. На курсах нам детально показывали каждый узел, деталь, рассказывали о возможных неисправностях. Водители трамваев, конечно, не слесари, но знать, из чего состоит карданный вал, обязаны, — откровенничает Владимир.

«Подъем — в полчетвертого утра»
Затем новоиспеченных водителей трамваев распределили по депо. Принцип, по словам Владимира, был простой: кому какое больше нравится. Наш герой выбрал «Городское трамвайное депо», которое находится на улице Полевой. Решающую роль сыграла непосредственная близость к его дому.
Какого-то закрепленного маршрута у Владимира здесь нет, но чаще всего его можно увидеть на № 5, 22 и 13. Всё зависит от того, как начальник маршрутов составит график.
— Я — резервный водитель, обкатан на всех вагонах: и новых, и старых, поэтому меня ставят везде. Но как-то так складываются обстоятельства, что чаще попадаю вот на эти три. Рабочий график у меня варьируется. Это либо первая-вторая смена, либо разрывной день. В последнем случае я работаю только в часы пик: утром и вечером. Днём отдыхаю, — рассказывает Владимир. — Если у меня наряд в первую смену, то я просыпаюсь в полчетвертого утра, и в 4:30 уже захожу в депо. В целом мне удобно, так как я рядом живу.

Первым делом Владимир на работе получает у диспетчера депо путевой лист и расписание движения по маршруту. За 15 минут до выезда вагоновожатый отправляется в медкабинет на осмотр.

Затем — получает журнал и паспорт вагона, берет экипировку с резиновыми перчатками и аптечкой и отправляется принимать вагон.




— Перед рейсом водитель трамвая всегда проверяет его исправность. К примеру, на новом вагоне мы обязательно смотрим на индикаторы заряда аккумуляторной батареи и высокого напряжения. Если они отсутствуют, то вагон будет пищать. Затем мы проверяем индикаторы тормозных накладок. Мигают? Значит, либо намокли и не работают, либо начали изнашиваться. Сейчас в городе воды по горло, и это особенно актуально. Также проверяем работу мультиплекса: это освещение салона, кабины, их обогрев, тормоза и экстренные тормоза, и двери. Открываем и закрываем каждую по очереди, — делится секретами работы Владимир.
Затем водители по времени выезжают на маршрут. Сразу за воротами депо немного разгоняются, чтобы проверить работу тормозов. Если все исправно, то водители делают соответствующую запись в журнале.
— В среднем у меня восьми-девятичасовые смены получаются. Мне комфортно. Обедать предпочитаю в кабине. На тех станциях, где я работаю, есть буфет, и можно, конечно, спокойно поесть за столом, но я всегда помню про вандалов. Эти нехорошие ребята любят пользоваться нашим отсутствием и расписать вагоны так, что на них потом страшно взглянуть. Я как-то раз одного из них буквально за руку поймал и спросил: «Ну вот что ты нарисовал? Разве это красиво?» Он мне заявил, что это искусство. На что я ему ответил, что нет, это, увы, по-другому называется.
«Мы с ж
еной — на одной волне»
В выходные Владимир часто выходит на работу. Говорит, что личного времени после выхода в первую смену ему вполне хватает.
— Она этим очень удобна. Нет, конечно, я отдыхаю. Мы с женой к родителям в Новосемейкино ездим, у них там дачный участок, где мы все дружно копаемся, — смеется водитель.
К слову, со своей будущей супругой Владимир познакомился тоже благодаря работе:
— Настя — водитель трамвая в этом же депо. Может быть, вы и ее замечали на рейсах, она волосы красит в разные цвета. Одно время даже с розовыми ходила. Мы с ней немного выбиваемся из общего ряда водителей, так сказать. Поэтому нам все говорят, что мы стоим друг друга. Сейчас мы с ней идем к планированию дальнейшей совместной жизни: свадьбу сыграли, ипотеку взяли. Ждем, когда построят наш дом в Южном городе.
Какого-то явного дресс-кода у водителей трамваев нет. Поэтому Владимир выходит в смену в той одежде, в которой ему комфортно.

— В тулупе, валенках и шапке-ушанке на рейс не выпустят, конечно. Но каких-то строгих ограничений нет. Главное, чтобы мы были опрятно одеты, чтобы на нас приятно было смотреть. А длина волос и борода — это уже чисто мои заморочки, — улыбается Владимир. — Я к зиме стараюсь отрастить бороду побольше, потому что у меня очень сильно мерзнет лицо. Хотелось, чтобы она была чуточку попышнее, но я к этому иду. А черные очки — это не дань моде, это для зрения.

«Бабулька по пояс увязла в сугробе»
Работа с людьми — это самая сложная работа. Владимир знает это по собственному опыту.
— Пассажиры, бывает, слово грубое обронят. Но я стараюсь на это не реагировать. За годы работы понял, что чем спокойнее с ними будешь разговаривать, тем они будут лояльнее.

Расслабляется наш герой, играя в футбол или занимаясь киберспортом.
— Есть замечательные компьютерные игры, где я сбрасываю всю отрицательную энергию. Еще с друзьями два раза в неделю собираемся и гоняем мяч на поле ЦСК ВВС. И прямо так хорошо уходит весь негатив.
Есть в работе Владимира и случаи, которые заряжают положительными эмоциями.
— Недавно ехал по Советской армии. Бабуленька переходит дорогу. Увидела меня и отскочила так, что провалилась в сугроб по самый пояс. Я остановил трамвай, пошел ее откапывать. Говорю ей: «Бабуля, ну что ж ты делаешь?», а она мне: «Ой, сынок, хотела побыстрее». Ну ничего страшного, прокопал ей дорожку, отправил восвояси.
Профессию менять Владимир не собирается:
— А зачем, если меня все устраивает? Зарплата у меня приличная: оклад плюс премия. Размер последней зависит от выполнения плана по количеству собранной выручки. У нас для этого на каждый час рассчитывают пассажиропоток: сколько человек зайдет, сколько выйдет. Цифры в плане вполне реальные и выполнимые. Если мы «привозим» его, то плюс идет к зарплате. Но меньше 30 тысяч у меня никогда не выходит.

Читать интервью удобно в наших группах в Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники».