«Уважаемые пассажиры, предъявляем билеты» — с этой фразой у многих ассоциируется работа контролеров общественного транспорта. Но сегодня сотрудники контрольно-ревизионной службы «Самара Авто Газа» не просто выявляют безбилетников. Выходя на маршрут, они также следят за работой кондуктора, водителя и порядком в салоне. Какой вред от зайцев в автобусе и как на контролеров реагируют пассажиры? Подробности — в материале.
Виталию Киселеву 21 год. Получив образование автомеханика, молодой человек поступил на срочную службу в армию. Именно там он понял, что хочет связать свою жизнь с делом, полезным обществу. Оставаться в вооруженных силах юноша не планировал, поэтому свой выбор остановил на гражданской карьере. По совету товарища Виталий принес резюме в отдел кадров «Самара Авто Газа». В результате он уже полгода трудится в контрольно-ревизионной службе предприятия. Молодой человек признается: в новом качестве чувствует себя как рыба в воде — много общается с людьми, не сидит на месте, а каждый день отправляется в разные уголки родного города.
Функционал молодого специалиста довольно большой. Проконтролировать наличие билетов у пассажиров, выяснить, почему их у кого-то нет, проследить за порядком в салоне — нет ли посторонних предметов, не нарушают ли кондуктор и водитель свои должностные инструкции. Каждое утро Виталий получает разнарядку — на каких маршрутах ему сегодня предстоит работать. Первыми в списке оказываются номера, которые требуют особого внимания.
— Каждый день на предприятии снимают статистику пассажиропотока по количеству проданных билетов. Если на каком-то из маршрутов он внезапно падает, мы должны разобраться, в чём причина. Возможно, это злой умысел со стороны кондуктора, который за меньшую стоимость проезда предлагает проехать пассажирам без билета. Зачастую и сами граждане пытаются сэкономить и не требуют билет. Бывает и чистая случайность: например, в час пик салон заполнен, и пассажиры боятся передавать свои деньги или карточки через весь автобус, — рассказывает Виталий.
Бывает, что контролеру предъявляют недействительный билет. Тогда ему предстоит разобраться, кто хотел схитрить: экономный пассажир решил проехать по своему старому билету или недобросовестный кондуктор продал его во второй раз. Проверить это очень просто: на каждом билете указаны номер маршрута, дата и время выдачи, а также код терминала оплаты. Сравнив сомнительный билет с билетами других пассажиров, можно легко найти отличия. А в самых сложных ситуациях — обратиться к записям установленных в автобусе камер. Сотрудникам-нарушителям потом приходится писать объяснительные и быть на особом контроле. Безбилетнику же сначала предлагают оплатить проезд. Самым упрямым неплательщикам по правилам пассажирских перевозок приходится покинуть салон.
— Эта норма не распространяется на пенсионеров и детей до 16 лет. Обычно они попадают в такую ситуацию, просто потому что забыли дома свою транспортную карту или на ней закончились поездки. Более того, если ребенок едет один, мы берем на себя ответственность за него и сопровождаем в автобусе до нужной остановки. Причем льготные категории граждан вовсе не злоупотребляют своим положением, — отмечает Виталий.
А вот к чему самарцы до сих пор не могут привыкнуть, так это к тому, что контролером работает молодой парень — все же привыкли видеть на его месте людей более зрелого возраста и, как правило, женщин. Увидев удостоверение в красной корочке в руках Виталия, раньше удивлялись и кондукторы, а сейчас первым делом вежливо приветствуют молодого коллегу и интересуются, как дела на рабочем фронте.
— С контролерами у нас прекрасные отношения, главное вежливо относиться друг к другу, понимать, что их работа помогает нам. Хотя на моем маршруте долгие годы ездят одни и те же пассажиры — они сами ко мне бегут поздороваться и проезд оплатить, но всё равно встречаются и безбилетники, и желающие сэкономить. Вежливо объясняешь, что нужно купить билет, предупреждаешь о контроле, и это срабатывает, — рассказывает кондуктор автобусного маршрута № 21 Любовь Шарипова.
Контролер Виталий Киселев признается: общение с коллегами и пассажирами у него проходит гладко. Главное вежливо поздороваться, представиться и грамотно объяснить, почему оплата проезда — исключительно важный фактор в работе общественного транспорта.
— Во-первых, если на маршруте продается малое количество билетов, мы пересматриваем число подвижного состава на нем. В итоге граждане, идя на поводу у недобросовестных кондукторов или провоцируя их, сами себя наказывают. Оплатив сегодня неполную стоимость проезда, завтра они могут не дождаться своего автобуса. Во-вторых, билет — это страховой полис пассажира на время всей поездки, — поясняет начальник контрольно-ревизионного отдела ООО «Самара Авто Газ» Александр Курепин.
Впрочем, молодой специалист Виталий Киселев за время работы убедился: люди стали ответственнее относиться к проезду в транспорте. Зайцев становится всё меньше, бойких спорщиков — тоже. А если пассажиры видят нарушения, сами готовы проявить гражданскую позицию и сообщить об этом перевозчику по телефону горячей линии. На оплату билета чаще смотрят с точки зрения гарантии безопасной и стабильной работы общественного транспорта.
— Я рад, что в этом есть и мой личный вклад. Именно об этом я и мечтал, когда выбирал работу, — быть полезным, — поделился Виталий.
Руководитель контрольно-ревизионного отдела ООО «Самара Авто Газ» призывает горожан просить у кондуктора билет, соответствующий поездке.
«Билет в Вашей руке сегодня — гарантия своевременного прибытия автобуса завтра»
Если вам не выдали билет в поездке или вы стали свидетелем некачественного обилечивания пассажиров, просим вас фиксировать факт нарушения на фото или видео. Информацию направляйте на электронную почту ООО «Самара Авто Газ» samaraavtogaz@mail.ru или сообщайте по телефону: +7 927 203-97-28.
Пассажиры с активной гражданской позицией получат вознаграждение от «Самара Авто Газа»!