Маленькие, аккуратные, статные. Автобусы-пазики на фоне внушительных МАЗов и ЛиАЗов выглядят, как младшие братья. Они гордо заняли свое место в автопарке «Самара Авто Газа» и обслуживают пассажиров на маршрутах с небольшой загруженностью. Чем такие машины хороши для перевозок и почему им не нужны кондукторы? Об этом рассказал водитель Александр Спицын.
За 20 лет стажа Александр Спицын успел поводить и легковые, и грузовые машины, и микроавтобусы-иномарки. В «Самара Авто Газе» его напарником стал ПАЗ — компактный автобус, вместимостью в 40–50 пассажиров. Главное его отличие от других машин перевозчика заключается в том, что на маршрут он выходит без кондуктора. Обилечивает пассажиров водитель.
— Ничего сложного в этом нет. Главное, подсчитать, сколько людей зашло на остановке и не пропустить «зайцев». Но пассажирам редко приходится напоминать об оплате проезда, они не опасаются передавать деньги или карточки по салону, — делится Александр.
К тому же автобус ходит по четкому расписанию, водителя многие пассажиры уже знают в лицо, знакомы с ним по имени. Но все-таки курьезы, связанные с оплатой проезда, иногда случаются. Происходит это потому, что пассажиры принимают пазики «Самара Авто Газа» за коммерческие автобусы и недоумевают, почему проезд в них стоит всего 28 рублей. Приходится объяснять, что это обычный муниципальный маршрут, на котором также действуют льготы, транспортные карты и бесконтактные способы покупки билета.
Наклейка «Объединенная транспортная карта» отличительный знак подвижного состава «Самара Авто Газа» от других перевозчиков, не использующих безналичные способы оплаты проезда
Оплатить проезд на муниципальных автобусных маршрутах можно тремя способами: за наличный расчет, по транспортной карте, а также с помощью банковской карты, оснащенной системой NFC. Стоимость одной поездки за наличный расчет или безналичный расчет по банковской карте составляет 28 рублей. По транспортной карте — согласно типу данного проездного.
Бывали случаи, когда пассажиры оставались недовольны конструкцией автобуса: якобы если выходя из салона пропустить вперед ребенка, то можно не успеть выйти самому — водитель не заметит, что взрослый человек пропускает малыша, и закроет двери раньше времени. Суматоха у дверей действительно бывает, как и в любом транспорте. Но решается вопрос соблюдением простых правил для пассажиров: сначала выйти из салона взрослому, а потом принять ребенка.
В подвижной состав транспортного предприятия «Самара Авто Газа» входят автобусы моделей ПАЗ-4234, ПАЗ-3203, ПАЗ-3204, ПАЗ-32054. Они обслуживают маршруты № 39, 56, 63, 75 и другие.
Сейчас Александр работает на автобусе № 63. Маршрут соединяет автостанцию «Аврора» и микрорайон Рубежное. Один круг удается пройти всего за час. За смену «набегает» 11–12 кругов, и так каждый день. У водителя в распоряжении совсем молодой «железный конь». Пазику, на котором он работает, едва исполнился год, поэтому со всеми нагрузками автобус справляется легко и ретиво. Впрочем, водитель уверен: при должном уходе он и десять лет проездит с запалом молодого скакуна.
— Чтобы машина оставалась на ходу, за ней нужно следить, вовремя ремонтировать, менять запчасти. Пять дней по будням уход за автобусом на мне, в выходные за ним ухаживает мой сменщик. Каждое утро проверяем масло, антифриз, работу тормозной системы, фар — все, что необходимо перед выходом на линию. Среди недели обязательно хотя бы раз нужно сполоснуть автобус снаружи, а в пятницу — банный день, тщательно моем его полностью, — рассказывает сотрудник «Самара Авто Газа».
Результат от такой заботы за техникой — налицо. Из общего строя автобус выделяется не только новизной, но и какой-то почти незримой горделивостью — за себя и за водителя. Не зря Александр считает, что машина все понимает и ведет себя так же, как обращаются с ней
— Вроде железка-железкой, а все чувствует, — отмечает мужчина.