В Самарской области хотят переделать систему эвакуации машин. Оказалось, что ныне действующие правила не совсем законны. Рассказываем, в чем конкретно подвох.
Эвакуация машин — распространенный по всей России способ борьбы с автомобилистами, которые нарушают правила парковки. Машины «пачками» отправляют на штрафстоянки, а, чтобы их вызволить, водителям приходится платить кругленькую сумму. Но если в Москве всем этим занимается муниципальная служба, то в большинстве муниципалитетов Самарской области — частники.
Когда в 2018 году в регионе увеличивали штрафы за эвакуацию машин, прозвучали названия двух компаний — ООО «Муниципальная служба "Эвакуация"» и ООО «Спецавто». Их работу курируют сотрудники управления МВД России по Самаре. Мы публиковали репортаж о том, как работают службы. Сейчас эвакуация машин в Самаре стоит 1900 рублей. Час на штрафстоянке обходится владельцу легковой машины в 46 рублей.
Но, как оказалось, такая система работы довольно многих не устраивает. В списке противников не только автомобилисты и бизнесмены, которые считают подобные наказания излишними, но и областные и городские чиновники, прокуратура, правовой департамент губернской думы. Поэтому грядет масштабный передел.
На заседании комитета губдумы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи депутаты обсудили инициативу ассоциации некоммерческих организаций предпринимателей «Взаимодействие». Члены организации предложили заменить эвакуацию машин на фиксацию нарушений правил парковки.
— Вывозить нужно только те машины, которые мешают. При этом выбирать службы эвакуации нужно через торги. Сейчас непонятно, как отбор устроен вообще. А так бы лучше, конечно, создать муниципальные службы, — заявил представитель ассоциации депутатам.
Депутат, председатель комитета Андрей Мурзов рассказал, что подобную практику в Самарской области уже собирались ввести. Но дело не продвинулось дальше обсуждений.
— В ГИБДД не поддержали полную замену эвакуации автомобилей фиксацией нарушений. Одним из аргументов было, что у нас не останется штрафстоянок. А эвакуировать машины в некоторых случаях всё равно придется, — объяснил Андрей Мурзов.
Тем не менее и депутаты, и юристы парламента решили, что инициативе надо дать зеленый свет.
— Мы считаем, что предложение о фиксации нарушений правил парковки нужно обсудить на заседании общественной комиссии при комитете. С участием ГИБДД, Минтранса, муниципальных властей мы сможем проработать механизм, который позволит минимизировать эвакуацию машин, — сказал заместитель руководителя правового управления парламента Роман Ляопаров.
По его словам, также в работе находятся поправки к закону, который регламентирует организацию работы по перемещению задержанных автомобилей на эвакуаторах и их хранение на штрафстоянках.
— Действующая редакция закона вызывает претензии с точки зрения того, что система привлечения эвакуаторщиков непрозрачна. Их привлекают по договору взаимодействия, который, в свою очередь, базируется на приказе МВД. Но этот приказ МВД уже не действует. Его отменили в 2014 году. Летом мы вместе с Минтрансом разработали поправки. Предлагаем ввести систему торгов и двухступенчатого отбора. На первом этапе отбирают организации, у которых есть техническая база по эвакуации автомобилей. На втором этапе запускаем тариф на понижение. Кто меньше предложит — того нанимают, — рассказал Роман Ляопаров.
Он отметил, что такая система работы уже принята практически во всех регионах. Но когда она сможет заработать в Самарской области — большой вопрос.
— Мы не можем сейчас эти поправки принять. Есть определенные трудности. Но это тема для отдельного разговора. Хотя всё в наших руках, — добавил заместитель руководителя правового управления парламента.
Некоторые депутаты высказались, что в Самаре рынок служб эвакуации машин монополизирован. Якобы работают 5 штрафстоянок, «которые находятся под определенными лицами, и все деньги за эвакуацию утекают к ним». Так ли это действительно, никто на заседании ответить не смог.
Но представитель регионального УГИБДД заявил, что с внедрением обоих озвученных предложений могут возникнуть проблемы.
— По поводу отбора эвакуаторщиков через торги у нас нет принципиальной позиции. Но нужно учесть, что в нескольких муниципальных образованиях Самарской области просто нет спецстоянок и бизнесменов, желающих заниматься эвакуацией и хранением авто. Мы выходили с инициативой, чтобы власти городов и районов делали сами такие стоянки, закупали спецтехнику. Ведь в некоторых случаях эвакуировать надо обязательно — например, машину водителя, которого поймали пьяным за рулем. Решились единицы. В Хворостянском районе сделали стоянку, купили подержанный эвакуатор. Теперь власти не знают, на что это всё содержать. Эвакуатор вечно сломан, — сказал представитель ГИБДД.
Что касается отказа от эвакуации машин в пользу фиксации нарушений, то тут, по мнению работников Госавтоинспекции, возникнут другие проблемы.
— Эвакуация работает гораздо эффективнее того, если мы каждый перекресток и каждый тротуар завесим этими «Парконами», которые уже частично сняты с производства и частично не отвечают техническим требованиям. Наш Центр автоматической фиксации административных правонарушений не принимает их данные, — объяснил представитель ГИБДД.
«Паркон» — устройство для автоматического контроля правил парковки.
А как вы считаете, нужно отказаться от эвакуации машин, которые припаркованы не по правилам?