Дороги и транспорт «Страшно было первые 5 минут»: как самарская журналистка устроилась на работу кондуктором

«Страшно было первые 5 минут»: как самарская журналистка устроилась на работу кондуктором

Героиню проекта принял на стажировку автобусный перевозчик «Самара Авто Газ»

Азы профессии новички постигают под присмотром опытных коллег

«Я б в кондукторы пошла. Ну хоть на денечек», — решила самарская журналистка Ирина Ремизова и отправилась на стажировку в автопарк перевозчика на муниципальных городских маршрутах. Сложно ли попасть в коллектив «Самара Авто Газа» и сколько соискателей уходит после испытательного срока? Подробности — в нашем спецпроекте.

— Есть у меня одно воспоминание из детства, выпавшего на 90-е. Соседка по дому говорила моей маме: «Без штанов буду сидеть, а кондуктором работать не пойду». Я такой категоричности искренне не понимала: красота ведь — катаешься целый день по городу, билетики разноцветные раздаешь, в окошко смотришь, — вспоминает Ирина.

Что в то время отпугивало соискателей? Может, старые холодные автобусы или маленькие зарплаты. По одному примеру судить сложно. Впрочем, за минувшие 20 лет профессия «кондуктор» не только не исчезла, но и вновь стала востребованной. По крайней мере, в областной столице. Только на предприятии «Самара Авто Газ», которое организует автобусные перевозки на муниципальных городских маршрутах, трудится более 740 кондукторов. А с расширением автопарка на эту должность требуются все новые и новые сотрудники и сотрудницы.

В автопарке «Самара Авто Газа» — более 450 новых автобусов 

Самый простой способ попасть в отдел кадров компании — позвонить по номерам телефона отдела кадров. Они указаны в салоне каждого автобуса: 990–07–46 или 990–10–25.

— Так можно предварительно получить информацию о вакансии, узнать, когда подъехать на собеседование в автопарк на Пугачевскую, 73а. Сотрудники кадровой службы очень кстати напоминают захватить с собой документ, удостоверяющий личность. Он необходим, чтобы пройти КПП предприятия, — рассказывает Ирина.

Посетителям автопарка выдают временный пропуск

Требования к соискателям довольно лояльные: ответственность, исполнительность, добросовестность. Личное обаяние, желание работать и отсутствие вредных привычек будут плюсом к прочим пунктам в резюме. Важно жить в черте города, ведь автобусы отправляются в рейсы и ранним утром, и поздним вечером. Впрочем, для иногородних предприятие предоставляет места в общежитии.

Если по итогам собеседования соискатель и работодатель полностью подошли друг другу, будущему работнику предстоит собрать стандартный пакет документов для трудоустройства (паспорт, трудовая книжка и т. п.) и пройти медкомиссию в поликлинике, с которой компания работает по договору. А также получить справки от нарколога и психолога. Это, правда, за свой счет, по месту жительства. Но затраченные средства предприятие в дальнейшем компенсирует.

Собрав необходимые бумаги, приходим трудоустраиваться в отдел кадров
Изучив правила трудового распорядка, основные права и обязанности, подписываем трудовой договор

С этого момента новоиспеченный кондуктор выходит на стажировку. Сначала — подробное знакомство с инструкциями.

— Из отдела кадров меня проводили в кабинет охраны труда. Сотруднику передали мой контрольный лист и поручили провести инструктаж, — рассказывает Ирина. — Затем я увидела перед собой солидную стопку документов: руководство по пожарной безопасности, по экологии, по гражданской обороне. Каждое надо внимательно изучить.

Инструктаж проводит сотрудник отдела по охране труда
Под каждой инструкцией нужно поставить свою подпись

А дальше — самое интересное: стажер готовится выйти в рейс. Сначала ему нужно получить в кассе автопарка необходимое для работы оборудование и униформу.

— Мне выдали ярко-оранжевую жилетку с флуоресцентными вставками, синюю сумку с множеством кармашков, карту кондуктора и терминал для выдачи билетов. Кстати, совсем новый — на предприятие на днях пришла партия устройств последней версии.

Все необходимое для работы кондукторы перед каждой сменой получают в кассе
Вот так выглядит кондуктор автобусных маршрутов на рабочем месте

А вот как работает терминал, еще нужно разобраться. Без помощи опытного коллеги здесь не обойтись — все-таки в обычной жизни с такими гаджетами сталкивается не каждый.

— Но мне повезло — моим наставником на стажировке стала Юлия, которая уже не первый год трудится кондуктором на автобусе № 9. Вместе с ней я отправилась в свой первый рейс по маршруту от завода Металлург до поселка Мясокомбинат, — делится Ирина.

Перед выездом Юлия объяснила, как пробивать билеты по бесконтактному способу оплаты проезда. Нужно нажать определенную комбинацию кнопок и приложить гаджет с NFC, банковскую или транспортную карту к валидатору. И все, билет выйдет сам. Останется только аккуратно оторвать его от ленты, чтобы бумагу не зажевало. С оплатой за наличные сценарий почти тот же: берем у пассажира деньги, при необходимости отсчитываем сдачу, затем пробиваем билет, приложив карту кондуктора.

NFC, или Near field communication — технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами.

Терминал выполняет часть работы, но кондуктору нужно быть очень внимательным

— Только я успела разобраться с оборудованием, как мы подъехали к первой на нашем маршруте остановке, и в салон зашли пассажиры. Мои первые пассажиры! В этот момент как-то сама собой на лице появилась улыбка, и захотелось первой сделать шаг навстречу, — вспоминает Ирина. — Конечно, билеты я пробивала не так ловко, как моя наставница. Но пассажиры терпеливо ждали свои проездные и не торопили меня. Так что страшно было только первые пять минут. Тем более Юлия меня подбадривала и подсказывала, если я что-то забывала.

Обилечиваем первых пассажиров

Опытные коллеги учат стажеров не только алгоритму работы, но и своим профессиональным советам и наблюдениям. Например, как запомнить новых пассажиров и не пропустить зайцев, как успеть выдать билеты всем и не запутаться. Важно быть приветливым, вежливым и не терять самообладания даже в конфликтных ситуациях. И конечно, работать на благо. А чтобы сотрудники делали это с удовольствием, предприятие создает для них комфортные условия. Во-первых, сами автобусы новые, удобные, в салоне тепло зимой и прохладно в жару. Во-вторых, график и номер маршрута подстраивают под пожелания работника: не любите вставать рано — выходите в поздние рейсы, предпочитаете режим 2/2, а не пятидневку — пожалуйста.

— Среди прочих плюсов работы кондукторы отмечают бесплатный трансфер в автопарк корпоративным автобусом, свою столовую, полный соцпакет, профсоюз и различные мероприятия, которые для них организуют. Например, конкурсы профмастерства или психологические тренинги. А еще каждую среду на предприятии проходят открытые собрания, где руководство и личный состав обсуждают назревшие вопросы, предложения, новые идеи, как сделать работу эффективнее и для пассажиров, и для сотрудников.

Проблемы и задачи коллектив решает сообща

Стажировка кондуктора продолжается всего 2 дня. Затем его ставят в график и отправляют в рейс трудиться самостоятельно, без контроля наставника.

— Конечно, для меня стажировка была экспериментом, возможностью на себе пройти путь от звонка в отдел кадров до встречи с пассажирами. И понять ответственность этой работы. Добросовестный и ответственный кондуктор для пассажиров — гарант того, что завтра автобус приедет на остановку точно по расписанию. Ведь по количеству пробитых билетов отслеживают пассажиропоток на каждом маршруте. При этом ты лицо автобуса, своими эмоциями и интонациями в голосе ты создаешь атмосферу. Можешь приободрить человека или, наоборот, испортить ему настроение на весь день, — отмечает Ирина. — Постоянное общение с людьми и 10–12 часов на ногах — это большой труд, который под силу не каждому.

«Знаете, что самое интересное? Я спросила в отделе кадров, многие ли уходят сами во время испытательного срока в 3 месяца. 1 из 100 — говорящие цифры»

— Наши сотрудники — это наша репутация. Мы заботимся об их квалификации, профессиональных и личных потребностях и готовы дать опыт и комфортные условия труда, возможность развиваться и двигаться по карьерной лестнице. Мы обеспечиваем официальное трудоустройство и достойную белую зарплату, — отмечает руководство компании-перевозчика.

Узнать подробнее о вакансиях можно по телефону отдела кадров: 990–10–25.

Партнерский проект.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления