В боях и в тылу, и в прифронтовой полосе, и на стратегически важных транспортных узлах приближали сотрудники Куйбышевской железной дороги долгожданный День Победы! Память об их подвигах хранится в музее истории Куйбышевской магистрали. Подробности — в нашей видеоэкскурсии.
«Все для фронта! Все для Победы!» — сложно представить предприятия или отрасли, которые в годы войны не следовали этому призыву. Железная дорога не просто перестроила свою работу под требования времени. Она стала той движущей — в прямом и переносном смысле слова — силой, которая повлияла на исход войны, а значит, и мировой истории.
С первых дней войны на плечи железнодорожников лег груз величайших испытаний и огромной ответственности. В 1941-м советские войска отступали, дороги на юге и западе отрезало. Тогда весь грузопоток к линии фронта и вглубь страны шел по магистралям Сибири, Урала и, конечно, Поволжья. По Куйбышевской железной дороге в сторону фронта перевозили эшелоны с бойцами, вооружением, боевой техникой, продовольствием и нефтепродуктами. За годы войны фронту доставлено 440 тысяч поездов — около 20 миллионов вагонов. В тыл шли поезда, эвакуирующие людей и стратегически важные предприятия. Куйбышевская магистраль перевезла 18 миллионов эвакуированных граждан, переместила с запада на восток 2600 крупных предприятий.
В первые же дни войны на фронт ушли 14 000 работников железной дороги. Их место заняли женщины и подростки, которым в срочном порядке пришлось осваивать профессии машинистов, помощников машиниста, кочегаров и путейцев. Чтобы обеспечить беспрерывное движение поездов, перевозивших людей и жизненно важные грузы, железнодорожники трудились круглые сутки, работая 2–3 смены подряд, без сна и отдыха.
Коллектив дороги принимал активное участие в сборе средств в фонд обороны. Куйбышевскими железнодорожниками за годы войны был собран 141 миллион рублей, который пошел на создание танковой колонны, авиаэскадрильи, строительство 11 санитарных и 10 бронепоездов.
В те непростые годы для повышения пропускной способности дороги, увеличения сроков межремонтных пробегов подвижного состава активно внедрялись рационализаторские предложения и прогрессивные методы работы. Так, например, диспетчер Козлов Ртищевского отделения предложил часть маневровой работы перенести на промежуточные станции участка, чтобы разгрузить узловые и сортировочные станции. Новым прогрессивным методом работы, ускорившим доставку грузов, стала ступенчатая маршрутизация перевозок, предложенная заместителем начальника службы движения Осиповым.
В 1944 году был электрифицирован первый участок железной дороги от Куйбышева до Безымянки, где располагались эвакуированные оборонные заводы. Именно тогда запустили первые на Куйбышевской магистрали электрички для доставки рабочих на эти предприятия.
Обо всем этом рассказывают уникальные экспонаты музея Куйбышевской магистрали: паровозы, ретротехника, награды, письма и портреты героев. Сейчас он закрыт для посещения на время самоизоляции, но после у самарцев будет возможность увидеть экспозицию своими глазами и узнать подробнее о подвиге своих земляков, трудившихся на железной дороге.