В 2021 году в Самаре намечается прорыв в транспортной инфраструктуре. Сразу несколько долгожданных для города объектов перейдут на принципиально новый этап — от эскиза к реализации, от старта строительства к сдаче. Что ждет пять главных дорожных проектов и как в этом помогают информационные технологии? Подробности — в этом обзоре.
Тревожная развязка: Ново-Садовая встанет, чтобы подняться на уровень выше
Возведение этого объекта еще не началось в полную силу, но уже держит в напряжении добрую часть автомобилистов. Речь идет про двухуровневую развязку на улице Ново-Садовой. Путепровод проложат на участке от ДК «Современник» и до улицы XXII Партсъезда. Он будет проходить над трассой.
Волнения водителей связаны с тем, что для строительства объекта всерьез и надолго введут ограничения на одной из ведущих артерий города, а также изменят схему движения. А это, в свою очередь, неминуемо загрузит другие самарские артерии. Однако после запуска развязка значительно упростит движение в городе — пропускная способность на этом участке увеличится.
Сейчас на объекте идут подготовительные работы к строительству. Для этого уже пришлось перекрыть несколько дублеров и выездов из жилых кварталов. Стройка непосредственно путепровода начнется летом. К этому этапу перекроют основной створ Ново-Садовой, а также участок улицы XXII Партсъезда длиной 30–40 метров в направлениях Московского шоссе и улицы Солнечной. Монтаж эстакады займет около трех лет.
По дороге на север: артерия новых микрорайонов
Один из новейших дорожных проектов города — Северное шоссе. Дорога потребовалась, чтобы связать между собой быстро заселяющиеся микрорайоны: Крутые Ключи и Кошелев-проект. Проект утвердили в 2018 году. Тогда же началось строительство объекта шириной в четыре полосы. Его разбили на несколько этапов. Первый — участок от улицы Мира до новых очередей Кошелев-парка. Второй — развязка между Московским шоссе с Крутыми Ключами. Эти уровни магистрали уже завершили.
Также известны планы на пятый и шестой этапы — ими станут путепровод через ж/д полотно и участок шоссе от дороги «Подъезд к Самаре от М-5 «Урал»» до бульвара Финютина. В перспективе трасса свяжет Московское шоссе и магистраль Центральную.
Что, где и когда строить: для прокачки дорожной сети используют умные сервисы
Транспортная структура Самары продолжает развиваться. Планирование строящихся и новых объектов идет в ногу с современными информационными технологиями.
Так, например, в 2020 году ФАУ «РосдорНИИ» в рамках заключенного госконтракта с региональным Министерством транспорта и автомобильных дорог приступил к разработке комплексной программы развития транспортной инфраструктуры Самарской области. Для этого использовали геоаналитические данные оператора связи ПАО «МТС». Они позволили получить информацию о перемещении людей и транспорта в геоячейках 62х62 метров. Аналогичный метод использовали и для создания комплексной схемы организации работы общественного транспорта в Самаре и губернии.
— Геоаналитика является одним из наиболее передовых и актуальных инструментов для более точного планирования транспортной инфраструктуры. Информация о перемещениях абонентов помогает отслеживать и прогнозировать движение транспортных потоков на дорогах. Чем более детализированы эти данные, тем лучше результат, — резюмировали в областном ведомстве.
По словам директора МТС в Самарской области Александра Меламеда, геоданные — универсальный инструмент, который оператор уже несколько лет активно использует: данные геоаналитики позволяют эффективно планировать строительство новых базовых станций, открытие новых салонов связи и график их работы.
Один из главных плюсов «больших данных» - их применение в любых масштабах. В том числе в проектах, способных влиять на инфраструктуру целых регионов.
Например, в Самарской области МТС совместно с Департаментом туризма сейчас реализует пилотный проект по изучению туристического потока в регион, маршрутов следования путешественников по территории области, изучения их потребностей и предпочтений.
— Спектр использования геоданных при планировании строительства дорог тоже достаточно широк: от составления рейтинга транспортной загруженности районов и корректировки маршрутов общественного транспорта на его основе до анализа трафика на федеральных трассах с определением пиковых загрузок и сезонных колебаний для более точного проектирования транспортной инфраструктуры региона, — отметил директор компании в Самарской области.
По дороге на юг: трасса-цепочка для мостов
О строительстве новой обводной магистрали заговорили еще в 2010 году. Новая артерия должна была разгрузить центр города и соединить между собой Старый, Южный, Кировский и Фрунзенский мосты, чтобы упростить автомобилистам выезд из Самары.
Но амбициозную инициативу поставили на паузу. К проектированию Южной обводной дороги вернулись лишь в 2017-м. Объект запланировали как двухполосную проезжую часть шириной 8 метров с тротуарами для пешеходов и велодорожками.
Согласно эскизам, магистраль должна пройти по берегу реки Самары от улицы Водников до Южного шоссе. В центре города она будет пересекать Главную, Комсомольскую, Самарскую и Ленинскую, далее проследует через Железнодорожный район до Южного моста. В плане также учли строительство нового тоннеля. Он потребуется на участке рядом с ж/д станцией Школьной для проезда автотранспорта через пути. Там же обустроят пешеходный переход. А на перекрестках Южной обводной дороги с улицей Главной, Белогородской, проспектом Карла Маркса, Фрунзенским мостом и Южным шоссе возведут многоуровневые развязки.
О дальнейшей судьбе объекта объявили в январе: к строительству Южной обводной дороги хотят приступить уже в этом году. Так, в 2021-м начнут прокладывать участок от улицы Молодогвардейской до улицы Самарской.
Гигантский двойник Московского
Еще один объект, к строительству которого хотят приступить в ближайшее время — магистраль Центральная. По сути она станет главным дублером Московского шоссе. Объект представит собой шестиполосную проезжую часть с парковками, надземными пешеходными переходами, велодорожками, зелеными разделами и тоннельным путепроводом у ж/д станции Дачной.
Реализации объекта самарцы ждут более 50 лет: первые упоминания о нем датируются 1965 годом. Уже тогда в генплане Куйбышева дорога «встала» на место проспекта Карла Маркса и простиралась от Ракитовского шоссе до площади Урицкого.
Но от решения отказались. Вернулись к нему только в 2002-м и даже начали подготовку к строительству. Но объект заморозила его собственная амбициозность — в то время стоимость магистрали Центральной оценивали более чем в 40 миллиардов рублей.
В 2011 году проект «воскресили» в контексте подготовки к ЧМ по футболу. Идея терпела принципиальные изменения: схему упрощали, корректировали, предложили сделать проезд по дороге платным. Эти события вкупе с долгим поиском инвестора отбросили начало строительства на 2018 год. Его переносили и дальше — в пользу запуска других приоритетных дорожных объектов.
Сейчас речь идет о реализации первого этапа трассы, который протянется от Самарской обводной дороги до Ракиты. Участок должны сдать уже в 2022 году. Второй этап — от Ракиты до проспекта Кирова — введут в эксплуатацию в 2024-м.
Самарский мост: открыли, но не совсем
Был Фрунзенским — стал Самарским, открыли в 2019-м — официально не запустили до сих пор. У этого проекта богатая на события история. Фрунзенский — теперь уже переименованный в Самарский — мост начали строить в 2015 году. В его схему вошло несколько объектов: шестиполосный сталежелезобетонный мост длиной 667 метров через реку Самару, железобетонный мост в 79 метров через озеро Банное, транспортная развязка и путепровод над автодорогой основного хода на улице Шоссейной, транспортная развязка на Фрунзе, а также основной ход автомобильной дороги.
Мост связывает между собой Куйбышевский и Самарский районы города и открывает выезд на федеральные трассы М-32 и М-5. Открытие путепровода состоялось через 4 года. Еще через год он фактически был достроен. Но официально Самарский мост до сих пор не ввели в эксплуатацию — он ждет окончательного одобрения Ростехнадзора. Впрочем, рабочее движение всё же запустили: с августа 2020 года можно проехать по развязке с улицей Фрунзе. Также стало известно, что новый мост оборудовали АСУДД — подключение к умной системе состоялось в ноябре.
АСУДД — автоматическая система управления дорожным движением. Она управляет транспортными потоками и обеспечивает безопасность участников движения, собирая и анализируя данные по ситуации на дорогах. Анализ транспортного потока в режиме реального времени осуществляют установленные на автомобильных дорогах детекторы.