Наступила весна, и в Самарской области активизировались вечные враги автомобилистов — ямы на дорогах. Особенно коварные из них скрываются под водой, в лужах. Именно в этих ловушках водители чаще всего расстаются с покрышками или деталями подвески. 63.RU вместе с членом Самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олегом Мартином выяснил, как автолюбителям получить компенсацию, а в каких случаях на нее рассчитывать не получится.
Что нужно сделать водителю?
Во-первых, если вы попали в яму на дороге, водителю необходимо остановиться, поставить автомобиль на ручник, обозначить место ДТП и вызвать сотрудников ГИБДД. До приезда инспекторов автовладелец может зафиксировать все повреждения (на телефон или камеру), записать контакты свидетелей, которые видели, что вы попали именно в эту, а не в какую-то другую яму, и что именно здесь автомобилю был нанесен ущерб.
Прибывшие на место инспекторы должны будут максимально подробно зафиксировать ситуацию. В протоколе должны быть отмечены место (название дороги, километр - для федеральных или межмуниципальных трасс), ориентиры (напротив какого дома - для городских дорог), где водитель попал в яму, размер и глубина неровности. Также полицейскому необходимо указать, на каком автомобиле двигался пострадавший. Все эти сведения необходимы и важны при дальнейшем разбирательстве в суде.
Во-вторых, необходимо пройти независимую экспертизу, чтобы оценить причиненный урон. Это можно сделать в любом автоэкспертном бюро.
В-третьих, можно попытаться выяснить, кому принадлежит участок дороги, на котором водитель попал колесом в яму. В теории водитель может сделать это самостоятельно: почти все дороги в Самаре находятся в ведении городской администрации, кроме Московского шоссе и Ново-Садовой. За них отвечает уже Министерство транспорта. Но лучше доверить поиск собственника инспекторам ГИБДД, которые точно определят, на чьем балансе находится дорога.
— Всем известно, что есть федеральные, региональные, городские (муниципальные дороги). И здесь более-менее легко определить собственника — от Министерства транспорта РФ до департамента городского хозяйства и экологии. Есть служебные и частные дороги, здесь тоже понятно, кто за ними присматривает. Но что делать, если яма образовалась на трамвайных путях на пересечении Ташкентской и Московского шоссе? Собственника уже смогут определить только в ГИБДД. А ведь еще остались бесхозные дороги. Таких мало, но они всё еще есть, — рассказал Олег Мартин.
Что делать дальше?
Автоэксперт рекомендует обращаться к собственнику дороги, чтобы пригласить его на экспертизу и предложить решить вопрос в досудебном порядке. Средний срок ответа на письмо — от недели до месяца.
Но в большинстве случаев этот шаг становится формальностью.
— У госструктур не принято решать вопросы в досудебном порядке и выплачивать компенсации без суда. Даже если служители Фемиды встанут на сторону потерпевшего, это решение будут оспаривать, чтобы оттянуть момент выплаты. Но если уже есть положительный исход, то собственники дороги охотнее возмещают причиненный ущерб. Да, суды — это долго и затянуто, но это единственный законный путь, — пояснил эксперт.
После попытки решить вопрос мирно водителю необходимо обратиться в мировой суд. К своему исковому заявлению необходимо приложить максимально полный пакет доказательств. Главное правило: чем их больше, тем лучше и вероятность положительного исхода выше.
Как минимум, в суд необходимо предоставить протокол с места аварии от ГИБДД и результаты независимой экспертизы. Также необходимо заручиться поддержкой свидетелей. И не стоит забывать про письменное обращение к собственнику дороги. Даже если на него ответа до сих пор не поступило, это всё равно означает, что водитель сделал всё возможное.
Кстати, если водитель получил травму, то суду также предстоит рассмотреть вопрос о компенсации для пострадавшего и ее размере. Естественно, это тоже нужно подтверждать документально и приложить к иску все справки и чеки. В таком случае можно говорить и о моральном ущербе.
На какую компенсацию можно рассчитывать?
«Вилки» минимальной и максимальной компенсации не существует. Решение этого вопроса остается на усмотрение суда. Для каждого человека размер ущерба может быть разным. Например, лопнувшая покрышка за 3000 рублей будет существенной тратой при скромных доходах семьи.
В каких случаях суд не встанет на сторону потерпевшего?
К сожалению, есть два варианта развития событий, при которых водители не смогут рассчитывать на компенсацию или вероятность ее получения крайне мала.
В первом случае всё зависит от самого автолюбителя. Давайте вернемся в самое начало инструкции. Что должен сделать водитель после того, как попал колесом в яму и понял, что что-то повредил? Правильно, остановиться! В противном случае практически невозможно будет установить причинно-следственную связь.
— Даже если дело дойдет до суда, то автоэксперты смогут доказать, что именно в этой яме на этой дороге был поврежден автомобиль. Может быть, он после проехал по другой трассе, со своими выбоинами? Первый же юрист попросит доказать, что вы были именно в этой конкретной яме. Но, скорее всего, суд даже не будет рассматривать такие иски без привязки, — добавил Олег Мартин.
Второй вариант может вызвать недовольство у многих. Оказывается, даже на ямы на дорогах есть свои собственные ГОСТы. Их максимально допустимые размеры указаны в ГОСТ Р 50597–2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
— Да, такие документы, к сожалению, разработаны. То есть существуют максимально допустимые размеры ям на дороге. И даже если вы попали в нее, пробили колесо, вывернули стойку, помяли крыло, у автомобиля выскочила подвеска, да вы еще и сломали себе руку или ногу и даже задели другой автомобиль, то собственник дороги за это ответственности не несет, — объяснил автоэксперт.
Как можно сэкономить свое время?
Самый простой вариант — стараться не попадать в такие ситуации. Водителям нужно быть внимательными на дороге, стараться не заезжать в лужи, особенно на незнакомых трассах. Тем более, не нужно влетать в них на большой скорости. Так и вода в двигатель не попадет, и водитель не получит неприятный сюрприз в виде скрытой под водой ямы.
Если же поломки избежать не удалось, то есть возможность избежать процедуры сбора всех доказательств. Свои услуги предлагают многочисленные страховые агентства. При наличии соответствующего полиса КАСКО по инстанциям предстоит ходить уже не водителю, а сотруднику компании.