Самара без маршруток: реальность или фантастика? Одни считают этот вид общественного транспорта «опасными паразитами». Для других же он — единственный способ добраться до основной части областной столицы, а то и другого района. К чему приведет отказ от маршруток и насколько реально избавиться от них? Что нужно предпринять, чтобы убрать с улиц города «Газельки»? 63.RU опросил экспертов и узнал их мнение на этот счет.
Зачем отказываться от маршруток?
О необходимости убрать из Самары маршрутки заявили представители научно-исследовательского института РосдорНИИ. Несколько лет назад по заказу регионального Министерства транспорта и автомобильных дорог региона они подготовили научную работу, посвященную развитию этой сферы губернии. И один из тезисов как раз касался маршруток.
По прогнозам экспертов РосдорНИИ, уже к 2025 году этого вида общественного транспорта не должно быть в Самаре.
— Предполагается, что к этому моменту уже весь город будет охвачен льготным транспортом, а самарцы будут в равных условиях. То есть смогут сесть на остановке и по транспортной карте или за наличные по регулируемым тарифам оплатить проезд и доехать куда нужно, — рассказал 63.RU в интервью заместитель руководителя департамента транспорта Самары Юрий Тапилин
При этом научная работа РосдорНИИ носит характер рекомендаций, которые власти Самарской области могут и не брать на вооружение. Однако, по словам Юрия Тапилина, в губернской столице уже и так идет постепенный отказ от маршруток.
— За последние 3 года закрылась половина маршрутов. Было 50, осталось 20, — добавил чиновник.
Сколько маршруток в Самаре?
Согласно официальным документам, в Самаре работает 21 маршрут, тарифы на которых не регулируются. По самым скромным подсчетам, их обслуживает 646 машин. При этом в городе работает всего 3 перевозчика. По 10 маршрутов принадлежат ООО «Шоссе» и ООО «Рейс». Третьей же компанией, которая работает в Самаре, стало ООО «Транзит». Оно обслуживает только один маршрут № 80 (Парк дружбы народов — Железнодорожный вокзал).
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Шоссе» зарегистрировано 15 ноября 2005 года в Самарской области. Учредителями числятся Николай Никонов, Любовь Малютина и Александр Дыренков и Василий Голозубов. Директором является Андрей Голованов. ООО «Рейс» зарегистрировано 15 сентября 2005 года. Компанию-перевозчика возглавляет Денис Даниленко. Учредителями же выступают Андрей Софронов, Михаил Михайлюков и Филипп Зыков. ООО «Транзит» зарегистрировали в феврале 2017 года. Руководит компанией Станислав Сафронов, а учредителем на данный момент является Татьяна Измайлова.
По данным реестра муниципальных маршрутов общественного транспорта, эти конторы охватывают все возможные районы города. Причем многие из них дублируют уже существующие пути муниципальных перевозчиков. И речь идет не только про ООО «Самара Авто Газ», но и трамвайно-троллейбусное управление и метрополитен.
И именно в этом эксперты видят одну из основных проблем маршруток.
— Пассажирам хочется быстро добраться из одной точки города в другую. И «Газельки» позволяют это сделать. Но в итоге получается патовая ситуация. Основные перевозчики теряют выручку, потому что не могут конкурировать с маршрутками. Следовательно, они не могут направлять деньги на своевременную покупку, ремонт и обновление подвижного состава. А в крайних случаях и вовсе оказаться банкротами, — поделился своей точкой зрения руководитель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов.
«Приходится коленками к ушам прикладываться»
Несмотря на преимущество в скорости и широкий охват, у маршруток всё же немало противников. Претензий к этому виду транспорта немало. В первую очередь они касаются безопасности перевозок.
— Давайте посмотрим на сами «Газельки», Ford, Citroen, которые выпускают на линию, — это «гробы на колесах». В них опасно ездить! Там порой даже пассажиру некуда сесть. Видели, наверное, машины, в которых сиденья над колесами устроены так, что приходится коленками к ушам складываться. А что будет с таким пассажиром в случае ДТП? Тем более что в нормальной ситуации водитель должен стоять на остановке, обилечивать пассажиров и только потом трогаться. У нас всё не так. Во-первых, за всё то время, которое люди входят в салон через одну узкую дверь, образуется сразу две пробки: на дороге и на тротуаре. Во-вторых, водитель считает деньги на ходу. То есть отвлекается от дороги. И к чему это приводит? Правильно, к авариям. На некоторых маршрутах рядом с водителем сидит «кондуктор». Но кому это нужно: отказываться от одного места в салоне, терять выручку, платить такому сотруднику зарплату, — пояснил Андрей Ишмуратов.
И проблема безопасности перевозок есть не только на городских маршрутах, но и на межмуниципальных.
— Между Чапаевском и Новокуйбышевском ходят «Газельки». На них страшно смотреть. И там очень мало места для пассажиров. Да и водитель то ли смотрит на дорогу, то ли нет. Сколько у нас произошло ДТП с участием маршруток из-за того, что кто-то отвлекся? — добавил член комитета губернской думы по транспорту Михаил Абдалкин.
Оба эксперта уверены, что отказ от маршруток — необходимая и полезная мера.
— Вклад «Газелек» в решение транспортных проблем Самары минимален, почти равен нулю. Есть, наверное 2 или 3 маршрута, которые спасают ситуацию — 21м, например. Но это связано с тем, что у него есть участки, в которые только он и заходит. И если поставить на этот маршрут муниципального перевозчика, то для коммерсанта не останется работы. А пока у нас есть такие транспортные паразиты или глисты без уникальных участков в трассах. Почему маршруток нет на Дыбенко или Мориса Тореза, но полно на Аэродромной и Антонова-Овсеенко? Они ходят там, где полно транспорта, — рассказал Андрей Ишмуратов. — Да и социальную функцию маршрутки не выполняют. Маршрут городского транспорта строят так, чтобы он проходил и по оживленным участкам, и по менее заселенным. Тот же № 67 до выхода на Московское шоссе заезжает в Мехзавод. А маршруткам это не нужно. Они ходят только по «жирным» и денежным дорогам.
По его словам, маршрутки — это пережиток прошлого, от которого нужно избавляться. Такой успешный пример есть в Москве, Казани, Ростове и Перми. Другие же города и вовсе никогда не имели этого вида транспорта. Например, Псков и Новгород.
— Сейчас муниципального транспорта хватает для обслуживания жителей всех районов Самары. Даже из Запанского убрали маршрутку и увеличили количество автобусов № 52. Кто-то жаловался на это после замены? Чем больше пассажиров будет пользоваться муниципальным транспортом, тем лучше. У перевозчиков есть такой критерий как «стоимость содержания инфраструктуры». И эта сумма разделена между всеми гражданами. Соответственно, чем больше пассажиров проедет, тем меньше доля каждого конкретного человека.
«Никто не соблюдает расписание!»
Одним из возможных вариантов решения проблемы с маршрутками в департаменте транспорта считают смешанный вид работы. То есть в утренние и вечерние часы пик маршруты должны обслуживать муниципальные перевозчики, а в остальное время — коммерческие. Однако эксперты не согласны с такими предположениями.
— Такой вариант — утопия. Никто не будет соблюдать такое сложное маятниковое расписание. Коммерсанты и так его не соблюдают, — объяснил свою точку зрения Андрей Ишмуратов.
А Михаил Абдалкин уверен, что такой тип сотрудничества только усугубит ситуацию.
— Такой вариант — полумера. Она не нужна абсолютно. Тут или отказываться полностью, или сохранять все как есть. Но в итоге это может привести к банкротству муниципального перевозчика. Несколько лет назад в Новокуйбышевске вместе с троллейбусами хотели пускать маршрутки. А затем и вовсе отказаться от горэлектротранспорта. Но местные жители выступили против. В итоге властям удалось получить 400 миллионов рублей на покупку новых троллейбусов, — пояснил депутат.
Убираешь — заменяй
Однако пока власти не торопятся отказываться от маршруток. По словам заместителя главы дептранса, это связано с наличием в Самаре участков, которые доступны только с помощью маршруток. Эксперты же считают, что пока у чиновников просто нет альтернатив.
— Чтобы убрать маршрутки, нужны серьезные финансовые вливания. И не только на городском, но и на межмуниципальном уровне. На замену «Газелькам» должны выходить новые большие комфортабельные автобусы, — заявил Михаил Абдалкин.
Однако парламентарий считает, что решать проблему с маршрутками надо комплексно. То есть одновременно с покупкой новых машин для муниципальных перевозчиков, нужно строить новые дороги и приводить в порядок уже имеющиеся.
— Для некоторых отдаленных районов губернии маршрутки до сих пор остаются единственным вариантом. Так как они просто там могут проехать. Например, на юге области есть поселок Кошки. И там дороги настолько убитые, что мало какой транспорт проедет. А если построить трассу, то там с легкостью проедут автобусы, — пояснил депутат.
Однако власти ищут разные способы урезать аппетиты коммерсантов. Например, было предложение ужесточить правила формирования тарифов на коммерческом общественном транспорте. Сейчас они работают по нерегулируемым тарифам, то есть формируют цены сами, и власти этот процесс не контролируют.
А как вы относитесь к идее отказаться от маршруток в Самаре?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.