Строительство новой станции метро в Самаре набирает обороты, и уже осенью начнется активная фаза работ. Правда, жителям нужно морально подготовиться. По мере прокладки тоннелей и обустройства самой станции будут перекрывать улицы и перекрестки. Чиновники заверяют, что выбирают наиболее удобные для горожан варианты организации движения, а потерпеть стоит, так как станция «Театральная» принесет существенную пользу. Так, как же Самару будут спасать от транспортного коллапса на время стройки? И какую роль станция будет играть в организации движения? На эти и другие вопросы в интервью 63.RU ответил руководитель департамента транспорта Самары Сергей Маркин.
«Выбрали щадящий вариант перекрытия Ново-Садовой»
— Сергей Иванович, расскажите об этапах строительства новой станции метро. Когда начнутся основные работы?
— Уже несколько месяцев закрыто движение по улице Галактионовской от Вилоновской до Красноармейской, где непосредственно будет располагаться сама станция. Работы там уже вовсю идут. По информации Минстроя, в октябре там начнется разработка котлована под «Театральную». Он будет располагаться примерно от пересечения Галактионовской с Красноармейской до перекрестка с Рабочей.
К декабрю на площадке планируют сделать монтажно-демонтажную камеру, через которую пустят проходческий щит для прокладки тоннеля в сторону улицы Полевой. Он должен будет пройти расстояние 1600 метров под землей. Скорость — примерно 300–400 метров в месяц.
Параллельно на участке Ново-Садовой от Первомайской до Полевой тоже будут делать монтажно-демонтажную камеру. И когда проходческий щит доведут до нее, его развернут и пустят в обратном направлении для прокладки второго тоннеля.
Проведение всех этих работ потребует перекрытия отдельных участков улиц и перекрестков. И организация движения на этот период — как раз наша зона ответственности. Первым будет участок Ново-Садовой — от Первомайской до Полевой.
— Дата перекрытия Ново-Садовой уже известна? И какую схему организации движения выбрали? Помнится, упоминались «болезненная» и «менее болезненная» схемы.
— Планируется ограничить движение на участке Ново-Садовой от Первомайской до Полевой 12 сентября, и, скорее всего, это продлится до конца строительства метро. Но дорога не будет полностью перекрыта. Мы оставим одну полосу для движения транспорта — по направлению «в город». Это щадящий вариант. Мы вместе с коллегами из Минстроя, подрядчиками строительства метро, представителями других профильных ведомств не раз выезжали на место, обсуждали, как организовать движение. И выбрали такой наиболее щадящий вариант. Где-то строители ужались, где-то мы пошли на уступки. Думаю, что такая схема организации движения не будет слишком болезненной для города. Улица Полевая останется действующей. Пока.
«Планируется ограничить движение на участке Ново-Садовой от Первомайской до Полевой 12 сентября»
— Как перекрытие Ново-Садовой повлияет на работу общественного транспорта?
— Автобусы пустим по другим улицам. При движении в центр города маршруты № 23, 47, 50 и 297 будут объезжать перекрытый участок по улицам Первомайской, Молодогвардейской, Полевой, Галактионовской, в обратном направлении — по Галактионовской, Чкалова, Ленинской и Первомайской.
Будем следить за движением, как это уже делаем на Полевой — Арцыбушевской. Ведь когда трамваи с Галактионовской перенаправили на Арцыбушевскую, этот перекресток стал одним из самых загруженных в городе. Если что-то случается, то останавливается практически вся трамвайная сеть. Поэтому специалисты центра управления движения вместе с ГИБДД круглосуточно следят за перекрестком.
Какие еще улицы перекроют
— Вы сказали, что Полевую пока перекрывать не будут. А впоследствии это все-таки состоится?
— Да, это предусмотрено следующим этапом. Планируется ограничить движение на пересечении Ново-Садовой — Полевой — Самарской в следующем году. Но так как постоянно появляются новые вводные, не могу пока назвать точных сроков.
Мы уже предусмотрели изменение организации движения общественного транспорта.
— Перекрытия еще каких улиц стоит ожидать горожанам?
— Из ближайшего — ориентировочно в сентябре строители метро подвинут забор, заняв часть Красноармейской — почти до трамвайных путей. Опять же, достигли компромисса. И трамваи, и транспорт смогут ездить по дороге. Но в последующем (не в этом году) все-таки придется закрыть движение трамваев по Красноармейской от Галактионовской и дальше в город. Сроки пока не оговорены. На этот период времени трамваи будут ходить по Красноармейской только до Галактионовской и дальше по Галактионовской в сторону Венцека.
«В последующем (не в этом году) все-таки придется закрыть движение трамваев по Красноармейской от Галактионовской и дальше в город»
Также предстоит ограничение движения на пересечении улиц Галактионовской и Вилоновской — вероятно, всего перекрестка. Но, возможно, тоже достигнем некоего компромисса, чтобы было максимально комфортно для горожан.
И примерно на конец следующего года запланировано перекрытие улицы Самарской, в районе пересечения с Ярмарочной — там будут делать вентиляционную камеру.
Парковку запретят
— Что изменится для автомобилистов?
— Конечно, эти перекрытия повлекут изменение схемы организации движения на других улицах в центре города. Затронет это и Арцыбушевскую, и Ленинскую, и Красноармейскую... Пересмотрим работу светофоров, чтобы максимально увеличить пропуск транспорта по ним. Будем максимально стараться убирать стоящий транспорт, вводить запреты на остановку и стоянку машин, чтобы, опять же, добиться максимальной пропускной способности.
Какой будет новая станция метро и в чем ее польза
— «Театральную» планируют вводить в работу в полном объеме? Или будет некий промежуточный вариант, как с «Алабинской»? Какой будет новая станция?
— «Театральную» введут в работу сразу в полном объеме. Она будет колонного типа — по образу станций «Безымянка», «Спортивная». Сделают два вестибюля: один — в районе пересечения Красноармейской — Галактионовской, второй — на Галактионовской — Рабочей. У каждого будет по два выхода, которые будут находиться по обе стороны улицы Галактионовской.
Внешний вид пока обсуждается. Насколько мы знаем, есть три варианта эскизов. И выбрать планируют уже в конце сентября. Думаю, название станции должно повлиять и на ее оформление. Вероятно, будет что-то связанное с театром.
— Горожанам предстоит потерпеть немало неудобств. И многим хочется понять, ради чего. Чем будет полезна станция метро «Театральная»?
— «Театральная» завершит первую линию метро. И она, во-первых, нужна в техническом плане, чтобы улучшить работу подземки, ускорить ее. Ведь сейчас между станциями «Алабинской» и «Российской» поезда ездят только по одному пути. И мы технически не можем уменьшить интервал движения составов. Ждать пассажирам приходится по 12–15 минут. С введением «Театральной» поезда можно будет развести. И интервал движения сократится до 5–8 минут.
««Театральная» завершит первую линию метро и ускорит ее»
При этом «Театральная» будет играть ключевую роль в работе общественного транспорта Самары. Человек может с окраины города доехать до центра быстро и там пересесть на трамваи, автобусы. То есть это будет транспортно-пересадочный узел. Рассматриваем возможность введения пересадочного талона, который позволит горожанам сэкономить на проезде при использовании разных видов общественного транспорта. И в том случае к станции можно будет пустить короткие автобусные маршруты — например, из Куйбышевского района, чтобы его жители имели возможность быстро добраться до отдаленных районов.
— Как повлияет открытие новой станции на стоимость проезда? Не вырастет ли она?
— Нет. Стоимость проезда была установлена в прошлом году. Ее не меняли. Мы не планируем в этом году изменения вносить и в следующем году тоже.
— А вариант пересадочного талона уже выбрали?
— Понимаете, это зависит как от спроса со стороны пассажиров, так и от количества средств, которые смогут выделить из бюджета. Ведь пересадочный талон будет обходиться горожанам дешевле, нежели они будут в каждом виде транспорта оплачивать проезд отдельно. Разницу будут покрывать за счет бюджетных средств.
Вариантов пересадочных талонов несколько. Он может быть предоставлен на определенное время — 45 минут или 1 час. Ввести эту систему хотелось бы для Куйбышевского района. Пока прорабатываем вопрос. Нужно финансирование — около 65 миллионов рублей.
— Каким будет экономический эффект от открытия новой станции метро? Ведь неоднократно сообщалось, что метро работает в минус, стоимость проезда в разы ниже той, что должна быть. Новая станция позволит решить эту проблему?
— Мы ожидаем, что в первый год работы станции пассажиропоток вырастет не менее чем на 15%. А когда адаптируем под нее график и маршруты остального общественного транспорта — на 50%.
Чтобы понимать, сколько это человек, приведу данные по годам. Идеальным мы считаем итоги 2019 года — тогда пассажиропоток был 14 миллионов. Впоследствии из-за пандемии он снизился. В этом году снова стал увеличиваться. Ожидаем, что в этом году составит около 12,5 миллиона пассажиров.
Увеличение пассажиропотока снизит себестоимость поездок. Сейчас она составляет более 80 рублей. При этом билет стоит 35 рублей за наличный расчет, 32 рубля — по карте. То есть разница довольно существенная. Покрыть ее помогает областной бюджет. А чем больше будет пассажиров, тем меньше будет эта разница, а соответственно, и расходы казны.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.