Дороги и транспорт Персона недели интервью Больше «лежачих полицейских»! Как дороги Самары будут спасать от пробок и делать безопасными

Больше «лежачих полицейских»! Как дороги Самары будут спасать от пробок и делать безопасными

Читайте интервью начальника отделения организации дорожного движения ОГИБДД

В 2022 году ГИБДД обнаружила 84 потенциально опасных участка на трассах города

Как будут выглядеть дороги Самары в ближайшей перспективе? Нашумевшие реконструкции главных трасс помогут или сделают только хуже? Почему ноу-хау других крупных городов не приживутся в нашем городе? На эти и другие вопросы в интервью 63.RU ответил начальник отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД по Самаре Александр Чугунов.

Александр Чугунов уверен, что в приоритете всегда должна быть безопасность

«Лежачих полицейских» станет больше

— Александр Игоревич, расскажите для начала, сколько ДТП происходит на дорогах Самары?

— По итогам 2022 года мы зарегистрировали 34 места концентрации ДТП. Это участки, где произошло либо 3 и более ДТП одного вида, либо 5 и более ДТП разных видов. В эту статистику включают только аварии с погибшими и пострадавшими. По закону мы должны принять меры, чтобы такого не повторялось. Есть еще 84 потенциально опасных точек. Мы понимаем, что там тоже необходимо что-то решать.

— Можете назвать некоторые из мест концентрации ДТП?

— Например, дом № 46 по улице Фадеева. Там три раза сбивали пешеходов. Мы предложили поставить там светофор. Перекресток улиц Авроры и Дыбенко у нас второй год является местом концентрации ДТП. Еще один бедовый участок — пересечение Вольской и Ново-Вокзальной.

Также опасным участком был перекресток проспекта Кирова и улицы Победы, около «Вива Ленда». Долгое время страшным очагом ДТП был рынок «Норд».

— А по какой причине чаще всего в городе происходят ДТП?

— Самая частая причина столкновений машин — нарушение ПДД во время левого поворота. То есть на зеленый сигнал светофора водитель поворачивает налево и не уступает дорогу транспорту, который едет в прямом направлении по встречной полосе.

Перекресток становится опаснее, если одна из улиц многополосная, а вторая — узкая

Пешеходов часто сбивают на регулируемых переходах. По правилам, водитель, который поворачивает с другой улицы, должен уступить дорогу пешеходу, но почему-то этого не делает. Здесь уже человеческий фактор.

Назову еще одну причину. По ПДД, когда люди выходят из трамвая, они переходят проезжую часть вне пешеходного перехода и водители обязаны им уступать, даже если им самим зеленый сигнал. Не все это понимают. И водитель, и пешеход уверены, что другой должен уступить.

Далеко не везде трамвайные остановки отделены от проезжей части

Хотя, я думаю, что многих наездов можно было бы избежать при должной осмотрительности и внимательности пешеходов. Это не прописано в ПДД. Это закон жизни. Да, водитель должен был уступить, но не сделал этого. Да, он неправ, а вы правы. Но жизнь-то дороже. Так что лучше пропустите машину, если видите, что она не собирается вам уступать.

— Скажите, что вы собираетесь сделать с очагами ДТП?

— На аварийно-опасных перекрестках мы предлагаем оборудовать светофоры дополнительными секциями — для регулировки поворота налево. Иными словами, когда мы едем прямо, левая стрелка светофора выключена и запрещает нам поворот налево. Соответственно, когда движение в прямом направлении останавливается, включается запрещающий сигнал светофора, зажигается дополнительная стрелка. Теперь мы не можем проехать прямо, а можем только свернуть налево.

Чтобы обезопасить пешеходные переходы, мы предлагаем делать искусственные дорожные неровности (ИДН), так называемые «лежачие полицейские».

«Лежачих полицейских» устанавливают, чтобы вводить ограничение скорости

Если честно, в свое время я не очень любил их. Я сам автомобилист, я всегда соблюдаю ПДД, чего ради я должен рисковать подвеской своей машины? Но со временем я пересмотрел свою позицию. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы у нас на всех пешеходных перекрестках без светофоров сделали ИДН.

На перекрестках, где есть светофоры, мы сокращаем время работы зеленого сигнала для пешеходов до минимальных значений. Это нужно, чтобы меньше пересекались пешеходы и водители, которые поворачивают на дорогу.

«ПДД написаны кровью»

— Что именно и на каких улицах Самары будет выполнено в 2023 году?

— План на 2023 год сейчас в разработке. В нем предусмотрена установка светофоров на 9 участках: например, на Заводском шоссе, в районе дома № 63а, на Ракитовском шоссе — проспект Карла Маркса. Еще 5 действующих светофоров оборудуют дополнительными секциями.

Вот так выглядит дополнительная секция светофора в натуре

Мы предложили оборудовать «лежачие полицейские» перед пешеходными перекрестками на всех дорогах, которые попали под замену асфальта в 2023 году. Так сказать, одним выстрелом убить двух зайцев. В плане — 63 точки.

Еще на 53 участках изменят режим работы светофора. Так мы сможем повысить безопасность, не жертвуя при этом пропускной способностью дороги.

— А как часто приходится жертвовать этой самой пропускной способностью?

— Конечно, необходимо стремиться к высокой пропускной способности. Но иногда сделать быстрее просто невозможно. Это как вода, которая течет из горлышка бутылки. Тем более, если интенсивность движения по дороге в разы выше, чем запроектировано. Как, например, на Ново-Садовой и Московском шоссе.

В приоритете безопасность. Если на одной чаше весов безопасность, на другой — потеря времени в пробках, но по-другому решить проблему нельзя, то чаша склоняется к безопасности. Водителям это тоже надо понимать. Никто не стремится сделать, как хуже. Любому изменению есть своя причина.

«К сожалению, только на бумаге не всегда удается добиться стопроцентного эффекта»

В прошлом году у нас было ДТП, когда водитель нарушил запрет, начал поворачивать налево, столкнулся с авто. Эту машину вынесло на тротуар. В результате погиб пешеход, который просто стоял там и ждал зеленого света. Это еще раз доказывает, что ПДД написаны кровью.

— Какие еще сложности возникают в процессе вашей работы?

— В основном всё упирается в финансовые и технические возможности. По поводу перекрестка Вольской и Ново-Вокзальной мы долго не можем прийти с мэрией к единому мнению. Наше предложение — построить посредине перекрестка разделительную полосу, чтобы траектории водителей были не хаотичными, а четко под прямыми углами. Но там проходит теплотрасса, ее пришлось бы перекладывать.

Менять настройки светофоров тоже совсем не так легко, как кажется. Начинаешь ставить новый режим — не хватает сигнальных групп, кабелей, каких-нибудь жил. Или техника элементарно не потянет много фаз регулирования. Тогда надо целиком менять контроллер оборудования. А это уже другие бюджеты.

К тому же любое предложение надо аргументировать перед мэрией, чтобы выделили деньги. А если предложение не предусмотрено ГОСТом, то это еще тяжелее.

«Мы целый год получали гневные письма»

— Александр Игоревич, расскажите, какие инновации сейчас вводят?

— Сейчас ГОСТ меняется. Введены информационно-световые секции под светофором в виде белой стрелки с силуэтом пешехода. Она информирует водителя, что на дороге, на которую он поворачивает, включился разрешающий сигнал для пешеходов.

Из инновационного — так называемая «венская платформа». В ГОСТе такого еще нет. Она выглядит как очень широкая дорожная неровность в том месте проезжей части, где пешеходы идут от тротуара к трамваю. Если вы обращали внимание, такое есть на перекрестке на проспекте Ленина и Полевой. Мне еще писали многие: «Вы раскопали, а закопали неровно, у вас там холм образовался». Но положительный эффект был, мы предложили сделать такое на других перекрестках проспекта Ленина — с Первомайской и Челюскинцев.

Еще одну находку мы переняли у Москвы. Мы ввели новый режим светофоров на пересечении улиц Стара Загоры и Ново-Вокзальной, а также Ивана Булкина и Антонова-Овсеенко. Первая фаза: загорается зеленый сигнал с одного направления во все три стороны, а встречный поток не двигается. Вторая фаза: левая стрелка гаснет, можно двигаться только прямо и направо, плюс начинается встречное движение. Третья фаза: можно поворачивать только вправо, а во встречном направлении разрешается поворот налево.

— Какие еще ноу-хау Самара может перенять у других городов?

— Тут каждый город индивидуален. Например, есть города без четко выраженного центра и периферии. Это не про Самару. У нас с утра все в город, вечером из города.

Или, например, Казань. Там на большинстве перекрестков вообще запрещено поворачивать налево. Водителям приходится делать большую петлю. Наверное, если сейчас внедрять такой опыт в Самаре, спровоцируем массу недовольства со стороны водителей. Мы опробовали это на перекрестке проспекта Карла Маркса и Ново-Вокзальной и потом целый год получали гневные письма.

— Что насчет вафельной разметки?

— Она нужна, скорее, не для повышения безопасности, а для фиксации нарушений. Но в Самаре ее нет по двум причинам. Во-первых, мы считаем, что пунктирная разметка, которая показывает на перекрестке полосы движения, более важна. А наложение одной разметки на другую невозможно. Если берем какие-то крупные перекрестки, то там пунктирной разметкой обозначены все траектории движения.

Разметка 1.26 обозначает пересечение проезжих частей и запрещает въезд, если впереди образовался затор, который вынудит вас остановиться и создать помехи поперечному потоку.

Второе — разметку нужно содержать. У нас же зимой практически всё стирается. Климатические условия плюс снегоуборочные машины, которые ковшами разметку соскребают. Конечно, наносить «вафельницу» можно и нужно, но мы к этому еще не пришли.

Разметки типа «вафельница» в Самаре нет, зато в других регионах есть

— А как вы оцениваете перспективы развития АСУДД в Самаре?

— Сейчас такая система есть только на Московском шоссе. Конечно, это не совсем правильно. Мы обсуждали с администрацией, какие перекрестки можно этой системой оборудовать. Пока что 300 из 500 городских светофоров мы планируем включить в АСУДД. Это центральные улицы, вроде Авроры, Победы, Дыбенко, Гагарина, Советской Армии, XXII Партсъезда.

«ЖК сначала строят и уже постфактум спрашивают, как всё наладить»

— Александр Игоревич, скажите, ваше отделение принимает участие в разработке новых дорог?

— Да. Я видел проект реконструкции Ново-Вокзальной от Московского шоссе до Ново-Садовой. Там собираются строить вторую проезжую часть. Насколько я знаю, в этом году там запланирован перенос инженерных коммуникаций. Думаю, в 2024 году начнется строительство.

В проекте не было освещения вдоль новой проезжей части. Так что мы отправили его на доработку. Плюс мы предложили сделать остановочные карманы, в изначальном проекте их тоже не было. А карманы как раз снижают вероятность пробок. Это характерно для проспекта Кирова. Нет остановочного кармана, общественный транспорт встает на остановке прямо на проезжей части и перекрывает одну полосу.

— Проект реконструкции улицы XXII Партсъезда вы видели?

— Видел. Мы можем получить проблему на пересечении улицы с Московским шоссе. Сейчас там перекресток в форме буквы «Т» с кольцом.

После продления дороги это будет полноценный четырехсторонний перекресток. Вот только радиус кольца слишком маленький. Я пока не могу представить, какая там будет пропускная способность. Боюсь, участники движения будут перекрывать друг друга.

— А что насчет продления улицы Авроры?

— Сам проект я не видел. Но смыкание таких крупных улиц, как Авроры и Ново-Садовой, наверное, будет не очень хорошо для пропускной способности.

— А при строительстве новых ЖК и ТЦ позицию ГИБДД запрашивают?

— Это большая проблема и отдельная тема для разговора. ЖК сначала строят и уже постфактум спрашивают нашего совета, как наладить дорожное движение.

Обсуждая проекты застройки, многие самарцы жалуются, что очередной ЖК увеличит нагрузку на трассы

Тот же ЖК «Центральный». Он сам по себе хороший, но как же неудобно оттуда выезжать на Московское шоссе и поворачивать в сторону города. Пробуем перестроиться в левую полосу, а она уже вся стоит. Мы начинаем вклиниваться и блокируем вторую полосу. Левая полоса занята под поворот на Потапова, средняя занята теми, кто выезжает из ЖК, движение осуществляется только по одной полосе. В итоге пробка до Революционной.

А ЖК «Рассвет» за ТЦ LETOUT. Там же будет целый микрорайон. Куда они будут выезжать? В лес? На Ракитовское шоссе они будут ехать через всю свою жилую зону. А если мы выезжаем на Московское шоссе, а нам нужно в город? Ближайший разворот неблизко.

Возьмите любой ТЦ. Кто-нибудь с нами советовался, прежде чем их строить? Это отходит на последний момент, когда здание уже готово. Бывает так, что уже ничего не придумаешь. Так что мы стараемся с мэрией проговаривать, что надо эти моменты учитывать еще на стадии включения проекта в генплан.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления