Самарская область вошла в список регионов — лидеров по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Об этом стало известно на «Транспортной неделе» в Москве. Регион завершил все запланированные на 2023 год работы по федеральной программе в ноябре. Областная столица еще раньше — в августе.
В 2023 году мэр Самары Елена Лапушкина поручила внести в список первоочередных для ремонта те объекты, что являются значимой частью дорожной инфраструктуры. А также участки, по которым поступали многочисленные обращения граждан. Всего в минувшем дорожно-строительном сезоне обновили 42,7 километра проезжих частей. Это 42 участка дорог, которые располагаются во внутригородских районах Самары.
Реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» началась в 2019 году. Он нацелен, в первую очередь, на создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры в регионах. По нацпроекту строят и ремонтируют новые современные дороги, магистрали, мосты и путепроводы. При этом применяют современные технологии и материалы, которые продлевают срок службы объектов с учетом эксплуатационных нагрузок, климата и других воздействий. Только в Самарской области за год уложили 3,2 миллиона квадратных метров асфальта на 117 объектах. Их общая протяженность составила 385,6 километра.
По итогам масштабной ремонтной кампании на средства нацпроекта определил топ-5 самых протяженных обновленных объектов. Публикуем список по возрастанию.
Проспект Ленина — 1,79 км
Открывает рейтинг проспект Ленина в Октябрьском районе. Речь идет об участке от улицы Полевой до улицы Ново-Садовой. Он составил 1,79 километра. Ремонт потребовался из-за высокой эксплуатационной нагрузки — местами дорожное полотно заметно ухудшилось. Дорогу привели в порядок на средства нацпроекта.
Верхний слой нового покрытия выполнили из высокопрочной смеси последнего поколения ЩМА-16. Также на дороге заменили 43 люка дождеприемных колодцев и 13 люков смотровых колодцев. У конструкций — резиновые вставки и затворы, это позволяет свести к минимуму кражи крышек и шум при проезде автомобилей.
ЩМА-16 — асфальтобетонная смесь, которая внесена в Реестр наилучших современных материалов. Свойства этой смеси и технология укладки минимизирует образование колейности, просадок и других дефектов.
В процессе учли и организацию транспортного сообщения: по проспекту проходят и автобусные, и трамвайные маршруты. Межрельсовое пространство на 4 самых загруженных перекрестках обновили в первую очередь. Речь идет о пересечении с улицами Первомайской, Осипенко, Челюскинцев и Ново-Садовой. А чтобы при повороте через пути не случались заторы, отремонтировали трамвайное междупутье. Это сделали с помощью современной литой асфальтобетонной смеси.
Алма-Атинская улица — 2,02 км
Следующий из наиболее протяженных объектов, обновленных по нацпроекту, — улица Алма-Атинская в Кировском районе. В этом году ремонт затронул участок в 2,02 километра от улицы Стара-Загоры до улицы Республиканской.
С просьбой заменить дорожное полотно в мэрию обратились местные жители. По Алма-Атинской проходит большой транспортный поток. Это грузовые машины, общественный и легковой транспорт. В итоге покрытие износилось: на нём образовались разрушения, трещины и колейность.
Как сообщили в городской администрации, на всём объекте укрепили дорожное основание — уложили дополнительный слой асфальтобетонной крупнозернистой смеси А32НН на «подушку» из песка и щебня. Завершил конструкцию высокопрочный асфальтобетон — смесь ЩМА-16 на полимерно битумном вяжущем (ПБВ). Также привели в порядок инженерные коммуникации.
Улица Уральская — 2,08 км
В середине рейтинга — улица Уральская, транспортная артерия, связывающая отдаленный Куйбышевский район и Волгарь с другими точками Самары. Ее отремонтировали от Кряжской развязки до ТЦ «Metro» — 2,08 километра.
Здесь после фрезерования на проектные отметки подняли люки колодцев, отремонтировали проезжую часть большими «картами». На улице Уральской отсутствует бортовой камень, поэтому обочины укрепили с использованием асфальтобетонного гранулята.
Улица Авроры — 2,9 км
Один из опорных дорожных объектов города — улица Авроры, проходящая через Железнодорожный, Советский и Октябрьский районы. Дорожное полотно на участке между улицами Промышленности и Аэродромной отремонтировали еще в прошлом году. В этом году работы продолжили на участке до Московского шоссе. Он составил 2,9 километра.
Чтобы ремонт обернулся для жителей города минимальными неудобствами, на участке работали сразу две фрезеровальные установки и столько же асфальтоукладочных комплексов. Удалив старый слой покрытия, на дороге отремонтировали инженерные коммуникации, нанесли слой битума и уложили высокопрочное асфальтобетонное покрытие — ЩМА-16 на ПБВ.
Кроме того, по предварительным замерам геодезистов скорректировали профиль дороги. Это необходимо, чтобы обеспечить нужный уклон для отведения дождевой и талой воды в ливневую канализацию. Такая мера позволит дольше сохранить дорожное полотно и уберечь его от преждевременных разрушений.
Улица Чекистов — 3,2 км
Лидером рейтинга стала улица Чекистов в Кировском районе Самары. Речь идет про участок в 3,2 километра от Магистральной улицы до Аэропортовского шоссе.
Улица Чекистов обеспечивает въезд и выезд из города, поэтому здесь круглосуточно активный дорожный трафик. Учитывая, насколько востребована автодорога и высока нагрузка на нее, при ремонте применили асфальтобетонную смесь ЩМА-16 на ПБВ.
Также на участке заменили и подняли на проектные отметки 30 люков смотровых колодцев. Они установлены в один уровень с новым асфальтобетонным покрытием.
План на 2024-й
При планировании ремонта автодорог используют принцип инфраструктурного единства. Он позволяет комплексно подходить к обновлению больших территорий улично-дорожной сети. При этом учитывается, если рядом располагаются социальные учреждения, культурно-значимые объекты, места притяжения горожан и туристов. Такой тенденции будут придерживаться и в следующем году.
В ближайшее время объявят торги, чтобы заранее определить подрядные организации. Они будут отвечать за обновление дорог местного значения по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2024 году. По информации мэрии Самары, в следующем дорожно-строительном сезоне запланирован ремонт и большими «картами» по всей ширине проезжей части, и комплексный от фасада до фасада.
Контролировать ремонт по муниципальному заказу по-прежнему будут специалисты департамента городского хозяйства и экологии администрации г. о. Самара и его подведомственного учреждения — МБУ «Дорожное хозяйство».