ћуниципальный транспорт — в ожидании перемен
ћуниципальный транспорт — в ожидании перемен

ћуниципальное предпри€тие (ћѕ) «ѕассажирский автомобильный транспорт» («ѕј“») создано в мае 2007 года. “ерриториально подвижной состав и инфраструктура (административно-бытовые корпуса, ремонтные зоны. — ѕрим. ред.) располагаютс€ на Ѕлюхера, 28а и на ѕугачевской, 73а.

” ћѕ есть автостанци€ «јврора» и 7 диспетчерских пунктов во всех районах —амары.

¬ распор€жении ћѕ сейчас наход€тс€ Ћиј«-5256, √олј«-ј ј-6226, Ќефј«-5299, Scania Omnilink CK95UB, ћј«-206067, Ћиј«-529370.
»сточник: Patsamara.ru

ѕредпри€тие обслуживает городские, сезонные дачные маршруты. ¬озит население на кладбища и с городских праздничных меропри€тий (9 ћа€, ƒень города и так далее).

¬ течение ближайших п€ти лет распор€жатьс€ всем этим будет частна€ компани€ — ќќќ «—амараавтогаз».

‘ирма известна горожанам давно: уже несколько лет перевозчик работает на маршрутах автобусов № 2, 9, 13, 24, 34, 41, 67, 70. «десь курсируют машины средней вместимости производства «ћинского автомобильного завода» — ћј«ы, собственность ќќќ.

¬местимость автобуса ћј« — 72 человека
¬местимость автобуса ћј« — 72 человека

 ак сообщили 63.ru в мэрии —амары, эта мера — вынужденна€:

— —ейчас предпри€тие не в состо€нии своевременно находить средства дл€ внесени€ текущих платежей. ѕричина — недофинансирование из бюджетов на прот€жении нескольких лет. —ебестоимость перевозки превышает тарифы дл€ населени€. ѕри этом разницу в последние годы «ѕј“у» компенсировали не в полном объеме.

¬ 2016 году себестоимость перевозки одного пассажира на автобусе составл€ла 29 рублей, в то врем€ как городской бюджет компенсировал перевозку льготников до 25 рублей, а областной — до 23 рублей. ¬ 2017 году сумма недополученных доходов из бюджетов всех уровней составила 150 миллионов рублей.

”читыва€ задачи по обновлению подвижного состава, мэри€ согласовала «ѕј“у» покупку 125 новых автобусов в лизинг. ќднако и с этим платежами справитьс€ ћѕ не смогло.

— — осени 2017 года городской департамент транспорта изучал различные варианты вывода предпри€ти€ из кризиса. –ассматривались предложени€ по заключению концессионного соглашени€ и даже приватизации «ѕј“а». ¬ результате выбрали вариант сдачи имущества в аренду, при котором муниципальное предпри€тие будет сохранено. ѕо итогам аукциона победило предложение ќќќ «—амараавтогаз». ќрганизаци€ сохранит объем пассажирских перевозок, обеспечит погашение долгов — около 500 миллионов рублей, — говоритс€ в ответе мэрии на запрос 63.ru.

јвтобусы «ѕј“а» обслуживают 34 муниципальных маршрута
јвтобусы «ѕј“а» обслуживают 34 муниципальных маршрута

ƒо конца 2018 года сумма арендных платежей составит более 100 миллионов рублей. ‘ирма об€зуетс€ обновить технику. Ёто будут автобусы ћј« средней вместимости. ¬ —амару уже прибыло 30 автобусов из 100 запланированных.

ѕредставители городской администрации говор€т, что тарифы дл€ пассажиров остаютс€ на прежнем уровне, сохран€ютс€ все виды льгот, дачные и кладбищенские перевозки.

«ѕассажиравтотранс» будет существовать как юридическое лицо. ≈го основным видом де€тельности станет сдача имущества в аренду.  огда закончатс€ договоры аренды, автопарк и имущественный комплекс останутс€ на балансе предпри€ти€.

ќтдельно департамент транспорта планирует провести аукцион дл€ выбора компании, котора€ будет работать на маршрутной сети «ѕј“а» (за исключением автобусов № 2, 9, 13, 24, 34, 41, 67, 70). ѕри этом пока не пон€тно, кака€ судьба после торгов ждет городские коммерческие маршруты.

Ќекоторые эксперты, привлеченные 63.ru к этой теме, считают, что в ближайшем будущем больша€ часть коммерческого транспорта (маршруты, которые дублируют автобусные муниципальные. — ѕрим. ред.) вообще исчезнут с улиц —амары. ¬ первую очередь это касаетс€ прибыльных 1, 1к, 37, 47, 50.

ѕо 50-му маршруту курсируют «‘орды» и «’ендэ»
ѕо 50-му маршруту курсируют «‘орды» и «’ендэ»

— я глубоко убежден, что предбанкротное состо€ние ѕј“ создано фактически искусственно. ѕричина в том, что на самые лучшие маршруты, такие как 47 и 37, департамент транспорта допустил коммерческих перевозчиков. ќни езд€т чуть чаще, как правило, аккурат перед муниципальными автобусами, собира€ всех платежеспособных пассажиров. ¬ результате «ѕј“у» доставались только льготники, — делитс€ своим мнением руководитель «÷ентра общественного взаимодействи€» јндрей »шмуратов.

ќн уверен, что коммерческа€ компани€ в первую очередь будет действовать в своих интересах, а уже во вторую очередь — в интересах города.

¬прочем, в мэрии считают дискуссию, котора€ развернулась вокруг этой темы, несосто€тельной, так как на р€довых пассажирах изменени€ никак не скажутс€. ќсобенно если «—амараавтогаз» выведет предпри€тие из кризиса.

ќстаетс€ наде€тьс€, что горожанам не придетс€ долго ждать автобусы на остановках
ќстаетс€ наде€тьс€, что горожанам не придетс€ долго ждать автобусы на остановках

— я и мои сотрудники неоднократно участвовали в проверке де€тельности этого ћѕ. ѕредпри€тие работает совершенно неэффективно и занимает потребительскую позицию. —колько там ни мен€лась команда управлени€, никто не разработал программу выхода предпри€ти€ из кризисного положени€. ƒаже те закупленные автобусы, которые сейчас вис€т кредиторской задолженностью, были подобраны неправильно. ќни слишком большие, принос€т убыток, так как потребл€ют много горючего, а пассажиропоток неравномерен. ≈сть час пик, а есть врем€, когда такую огромную машину нужно гон€ть пустой. Ќо, на мой взгл€д, подобные предпри€ти€ могут быть прибыльны. ѕотому что маршрутна€ сеть настолько широка и пассажиропоток так велик, что сделать это вполне возможно, — поделилс€ своим мнением с 63.ru почетный президент национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов ƒмитрий яковенко.