Автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД) работает на Московском шоссе в полную силу. Но почему же тогда периодически возникают пробки? 63.ru узнал, как работают «умные» светофоры. Оказалось, что их сеть будут расширять.
«Лекарство» от пробок
Установку АСУДД в Самаре анонсировали еще в 2015 году. Но приступить к работам смогли только в преддверии чемпионата мира по футболу. Выбор пал на главные магистрали города — Московское шоссе, улицу Ново-Садовую, которые нужно было разгрузить от пробок. Перед началом работ сотрудники подрядной организации изучали опыт иностранных коллег из Лондона, Дели, Бангкока и Сингапура. В этих городах аналогичные системы работают уже не один год.
Самарская АСУДД представляет собой светофоры, системы видеонаблюдения, детекторы транспорта, линии связи, дорожные табло и координирование управления дорожным движением. На Московском шоссе она работает в полную силу. Оборудование установили на участке от улицы Мичурина до микрорайона «Новая Самара».
Также «умные» светофоры полностью смонтировали на всем протяжении Ново-Садовой. Пуско-наладочные работы выполнены на 80%. Тесты планируют завершить к началу чемпиона мира по футболу.
Как светофоры стали «умными»
Светофоры, входящие в АСУДД, ровно такие же, как и на других улицах города. «Умными» их делают дорожные контроллеры и специальное программное обеспечение. Они включают разрешающие и запрещающие сигналы в зависимости от транспортного потока.
Оценивают транспортные потоки специальные детекторы. Они позволяют считать количество автомобилей, которые пересекают определенный участок дороги.
АСУДД работает в 4 основных режимах. Все светофоры настроены на режим календарной автоматики. Специалисты добавляют в программу объективные данные о дорожной обстановке. Они соответствуют времени суток, дню недели и сезону. Система способна сама принимать решения, без «подсказок» оператора.
Координированный адаптивный режим тоже работает постоянно. Он связывает перекрестки в единое целое. «Умные» светофоры «сообщают» друг другу о ситуации на дорогах, чтобы подстроиться под поток машин.
Есть и особый режим работы — локально-адаптивный. Он включается на отдельных перекрестах, чтобы разгрузить конкретный участок дороги в час пик.
Сотрудники ГАИ и операторы имеют возможность управлять дорожным движением в ручном режиме. Они могут переключать сигналы светофора, стоя на перекрестке, у дорожного контроллера.
Когда автоматика не спасает
Все данные с комплексов передаются в центр обработки (ЦОД). Он располагается в городском департаменте транспорта на улице Мориса Тореза, 67. Здесь оборудовано 5 рабочих мест — компьютерные столы, системные блоки и 10 мониторов. Специалисты ежедневно анализируют информацию, которая приходит с главных магистралей Самары. Она отображается на экранах компьютеров.
Считывание потока машин выглядит так.
Когда машины скапливаются на перекрестке, работники центра могут оказывать влияние на проблемный участок дороги. Специалисты регулируют работу светофоров в режиме онлайн.
Они настраивают фазы разрешающих сигналов через компьютер и выпускают автомобилистов из пробки.
По словам представителей подрядной организации, после внедрения АСУДД машины стали проезжать перекрестки на Московском шоссе на 25% быстрее, чем раньше. Чтобы улучшить результаты, специалисты постоянно донастраивают систему и меняют ее параметры. Пропускная способность напрямую зависит от большого количества факторов, например, от времени года, погоды или проведения каких-то мероприятий в городе.
— За время экплуатации и на трех тестовых матчах на «Самара Арене» система показала себя с положительной стороны благодаря наличию многих возможностей, таких как организация «зеленой волны» по расписанию и в ручном режиме для проезда особо важных гостей, а также для массового выпуска со стадиона большого количества транспорта. Например, недавно на «Самара Арене» играли тольяттинская «Лада» и новотроицкая «Носта». Система по привычке выпускала машины из города. Мы заранее ввели так называемый «матчевый режим» и перенастроили ее в обратную сторону. У системы есть возможность адаптироваться к среде самостоятельно, но в экстренных ситуациях мы не можем терять драгоценное время, настраиваем вручную, — рассказал руководитель отдела автоматизации систем управления дорожным движением Владимир Федоренко.
Также организация, которая обслуживает АСУДД, старается учитывать критику местных жителей по работе системы.
— Мы реагируем на каждое обращение горожан. Жители нам дают дельные советы и мы, по согласованию с ГИБДД, вносим изменения в режим работы светофорного обьекта. Например, на кольце с улицей Луначарского. Английские коллеги, считали что пока Луначарского не заработает в полную силу, оптимальный режим работы светофоров на на развязке — желтое моргание. Но, по просьбе жителей (в основном пешеходов), кольцо запустили в полном режиме, который еще донастраивали совместно с Госавтоинспекцией более недели. И точечная настройка еще продолжается, — сообщил Владимир Федоренко.
Зачем нужны дорожные табло
В АСУДД входят и дорожные табло. Но пока они работают в тестовом режиме. Сейчас, как правило, на табло показывают информацию об ограничении скоростного режима. А впоследствии на них будут транслировать схемы дорожного движения с обозначением пробок и различных вариантов их объезда. Также автомобилистам будут показывать прогноз погоды.
Сеть «умных» светофоров расширят
Специалисты подрядной организации считают, что самарская АСУДД работает лучше, чем в Санкт-Петербурге и Москве. По их словам, там оборудование на перекрестках работает автономно друг от друга. А в Самаре светофоры объединены. При этом «умное» оборудование хотят установить на других улицах.
— Необходимо провести работы по внедрению системы на еще одной важной транспортной артерии города — улицам Гагарина и Победы. Также после чемпионата планируется связать Ново-Садовую и Московское шоссе через поперечники — Кирова, Ново-Вокзальную и проспект Масленникова, для чего необходимо установить дополнительные контроллеры, — рассказал Владимир Федоренко.
Подписывайтесь на канал 63.ru в Telegram и читайте главные новости Самары раньше всех.
Фото: Роман Данилкин