Зачем водители замачивают номера в тормозной жидкости? На какие нарушения ПДД не распространяется скидка 50%? На эти вопросы ответил начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Александр Башковатов.
«Наши камеры работают в несколько смен»
— Сколько комплексов установлено в Самарской области сейчас?
— Всего в регионе действует 568 технических средств фотофиксации, из них 439 стационарных, а остальные — мобильные.
Первая группа комплексов установлена на перекрёстках, где зафиксирована высокая аварийность. На одном участке может быть от 4 до 20 камер. Так много камер, например, на таких перекрёстках, как Московское шоссе — Ташкентская и Московское шоссе — XXII Партсъезда. Мы получаем с них изображение «от бордюра до бордюра».
Главный плюс таких камер — они работают круглосуточно, с редкими перерывами на техническое обслуживание. Их надо установить, подать питание, и всё. Если возникают какие-то проблемы с изображением, нужно протереть оптику или перенастроить комплекс, то этим занимается обслуживающая организация. Но такое бывает редко — раз в неделю или в месяц, в зависимости от проблемы.
Но камеры нового поколения практически не требуют вмешательства человека. На холодное время года у них есть подогрев, чтобы линзы не запотевали. Летом от пыли они сами себя могут очистить.
Мобильные комплексы, они же «треноги», работают только в светлое время суток. Во-первых, только тогда может получиться хорошее и качественное изображение. Оно будет служить для нас доказательной базой при вынесении постановления. Во-вторых, в темное время суток поток машин не такой интенсивный.
Максимальное время работы таких камер — 8 часов. И если зимой этого времени хватает, то летом его недостаточно. И выставлять приходится их раньше, и работают они в несколько смен в течение светового дня — с 7:00 до 21:00.
Ещё одна разница между комплексами — место установки. Треноги обычно стоят за пределами города, на трассах регионального и федерального значения.
— Планируете ли увеличивать количество комплексов в регионе?
— Да, конечно. До 2024 года их количество возрастёт на 219 штук. Только в 2020 году мы планируем установить 50 новых комплексов. Сейчас мы анализируем аварийность на дорогах, чтобы составить и предложить дислокацию их размещения. В основном речь идёт о дорогах регионального и федерального значения. Например, М-5 «Урал» или Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград и Самара — Большая Черниговка до границы с Казахстаном.
Но камеры нельзя считать панацеей, которая на 100% снижает аварийность. Это и работа ДПС, которая следит за дорогами и перекрёстками. Не забываем и про ремонт и реконструкцию дорог. И речь идёт как о небольших изменениях — нанесении разметки или установке знаков, так и о существенных — формировании разгонных полос или расширении проезжих частей. Тем не менее мы констатируем, что на тех участках, где есть камеры, снизилось количество ДТП и пострадавших в них.
«Машину хорошо видно даже в темноте»
— А на какие нарушения настроены камеры?
— Во-первых, это превышение скорости. Такая опция есть во всех комплексах. На втором месте — выезд на встречку, проезд стоп-линии или выезд на запрещающие сигналы светофора.
При этом за непристёгнутый ремень, за разговор по телефону или перевозку пассажиров с нарушениями камера не оштрафует. Это миф. А вот инспектор — да.
Ещё один вид нарушений — езда с выключенными фарами. Это же смертельно опасно! Особенно при обгоне. В зеркало заднего вида такого водителя не видно, а скорость немаленькая.
Попробуйте в 23:00 проехать по Московскому шоссе — вас сразу же комплекс «Интегра» «заметит». На фото будет время суток, зафиксировано отсутствие внешних световых огней — и вот он штраф. Машину «выцепили» из потока и сняли. А номер, несмотря на темноту, будет хорошо виден.
Водитель в тёмное время суток обязан включать ближний свет. В зависимости от модели его можно использовать вместе с габаритными огнями или с противотуманками.
Да, не все модели могут ехать с включёнными фарами днём. Если инспектор заметит отечественное авто, где просто технически нет ходовых огней, но включен ближний свет, то штрафовать не будут. Но если нет вообще никаких огней, а возможность их включить есть, то наказания не избежать.
— А по выделенным полосам можно ехать только автобусам и троллейбусам? Или маршрутки тоже к общественному транспорту относятся?
— Любой общественный транспорт движется по установленному маршруту. Есть информация от Минтранса и дептранса, где прописаны улицы, время начала и конца маршрута, интервалы движения.
А вот вахтовым автобусам нельзя по таким полосам ездить. Их за это оштрафуют. Да и смысла заезжать на них нет. Например, если автобус едет от Мехзавода до «Самолёта», то он гораздо быстрее проедет по основному ходу Московского шоссе, если не будет заезжать в каждый карман и на каждую остановку.
«Залётных» водителей мы тоже заметим. Предположим, тот же автобус № 61 только пересекает Московское шоссе. А если его заметят где-то на Мехзаводе, то это вызовет подозрения. Да и пассажиры к нему не сядут, у них будут вопросы: «Что он здесь забыл?»
— Среди частых нарушений вы упомянули выезд на встречку. Но иногда бывает так, что другой возможности у водителя объехать препятствие нет. Что делать в этом случае?
— Нарушения фиксирует камера, а сотрудники ЦАФАП его перепроверяют. Они и принимают решение, выносить ли постановление или нет. Если при просмотре фото и видео специалист видит, что у водителя всё же была возможность объехать препятствие без выезда на встречку, то его привлекут к ответственности. В другом случае фото признают некорректным, а водитель не получит штрафа.
И так со всеми спорными случаями — сломался светофор, идёт ремонт дороги, заглохла машина, стёрлась разметка. Но и водителям не стоит злоупотреблять такими моментами. Тем не менее они всегда могут оспорить ошибочный, по их мнению, штраф.
— Какое наказание предусмотрено для любителей спреев, плёнок, грязи на номерах?
— У нас есть 3 судебных решения. Водители пытались схитрить и стёрли всю краску с номера, сделав его белым. Или стёрли частично, сделав из «Харитона» «Ульяну», а из «Ольги» — «Сергея». Таких нарушителей остановили инспекторы, изъяли номера, отправили их на экспертизу. Она показала, что краску удалили химически (например, в тормозной жидкости) или механически. При этом мы находили оригинальные номера в багажнике. Суд лишил водителей прав на 1 и 2 месяца.
Стоит отличать намеренное действие от непреднамеренного. Если визуально заметно, что авто чистое, а грязь только на номерах — это штраф. Ведь некоторые водители как делают — заезжают на мойку и просят не мыть знаки. Если мы понимаем, что он намеренно так поступает, то это административное наказание.
А вот за перевёрнутые номера административного наказания не будет. Их же можно прочитать, верно? Другое дело, если водитель нарушит ПДД, превысит скорость или проедет на красный свет.
С иностранными номерами чуть сложнее. Иностранные буквы и символы система может «прочитать» иначе — например J принять за 1. Но и такие материалы сотрудники проверяют самостоятельно.
«Не затягивайте с обжалованием»
— А как это происходит? По словам водителей, приёмный день всего один — среда. Они жалуются, что попасть очень сложно. Можно ли обжаловать штраф другим способом?
— Да, конечно. К нам стекаются материалы с камер со всей Самарской области. И водители к нам тоже приезжают со всей губернии.
А вот про приёмный день водители лукавят. Мы принимаем и консультируем по всем вопросам центра по будням, кроме четверга. Здесь они могут оспорить штраф или сообщить о продаже автомобиля и переустановке его на учёт в другом регионе или на другого собственника. Если штраф есть и он «не ваш», то мы просматриваем фото, выносим решение на месте и отдаём его на руки.
Другой вариант — обратиться к нам по почте. Можно у себя в отделении отправить нам письмо, а можно и приехать на Красноармейскую, 135 и опустить конверт в наш ящик. Его раз в день проверяют и все обращения регистрируют.
Мой совет — не затягивайте с обжалованием постановлений. Делайте это как можно скорее. У вас есть только 10 суток с момента получения постановления на руки.
— А если «письма счастья» не было? Что делать в таком случае?
— Мы их рассылаем заказными письмами, с уведомлениями. Не получить их сложно. Тем не менее через 30 суток мы узнаем об отказе. А через 10 суток постановление вступает в законную силу.
Если по объективным причинам вы письмо всё же не получили, то есть возможность восстановить все сроки. Водитель может к нам обратиться с ходатайством, и по усмотрению сотрудника ему могут восстановить сроки обжалования. Но для этого надо не иметь совсем никакой возможности ни написать нам письмо, ни получить постановление.
— А можно ли восстановить сроки для оплаты штрафов со скидкой?
— Это уже индивидуально. Есть статьи, за которые она не предусмотрена. Например, повторный проезд на красный свет в течение года. В первый раз есть скидка 50%, и штраф составляет 500 рублей. Во второй, третий и последующие разы такого не будет. И платить придётся по 5000 рублей.
Вынесение постановления, увы, процесс небыстрый. Примерно в течение 2–5 дней информация о нарушении попадает в систему ГАИ. Мы всё обрабатываем, признаём материал годным или забракованным, в том числе и без состава правонарушения.
Но водителям долго ждать не приходится. У всех почти есть телефоны, и они узнают о штрафе через портал госуслуг. Если они согласны с нарушением, то там же и оплачивают.
Другое дело, если водитель зарегистрировал авто в одном регионе, а сам проживает в другом. О перемене он не сообщает в ГИБДД, и постановления приходят по старому адресу. Кстати, за то, что он ничего не сообщил, ему тоже придётся отвечать.
«Ориентируемся на внутренние убеждения»
— А какие доказательства принимают для обжалования?
— Любые — устные показания свидетелей, фото, видео, справки. Сотрудники их изучают, проверяют на достоверность. И уже по своему внутреннему убеждению решаем, нарушал ли водитель или нет. Если это требуется, то и видео смотрим: заезды за стоп-линии, проезды на красный свет. У нас есть ролики полного цикла нарушения.
КоАП 26.11: Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Но когда дело доходит до обжалования превышения скорости, видео с камер не рассматривается. Наши комплексы прошли сертификацию и поверку, а автомобильные видеорегистраторы — нет.
— А что делать, если разметка на дороге стёрта, но есть знак? Водитель якобы видит только знак, который находится на метр дальше, останавливается там, где надо, а ему в итоге прилетает штраф за заезд за стоп-линию.
— В таком случае водители должны руководствоваться требованиями знаков. И за обжалованием надо обращаться к нам. Если постановление неправомерно, то мы его отменим.
Но следует помнить, что знак и разметка устанавливаются в соответствии с ГОСТом и ПДД. И вряд ли такая ситуация возможна, но этот конкретный случай нужно рассматривать отдельно.
— А что делать, если и светофор работает, и инспектор на дороге? На кого реагировать, чьим указаниям подчиняться? Такое мы часто видим на Дальней, в дни мероприятий на «Самара Арене».
— Если инспектор находится на перекрёстке, мы видим его на камерах. Он регулирует поток. И для водителей сигналы светофора в данном случае могут быть не обязательными. Инспектору важно разгрузить поток, кому-то дать повернуть, кому-то проехать, даже с горящим красным сигналом. За такое мы не оштрафуем.
То же и при регулировании потока при ДТП. Нахождение инспектора — это основание для невынесения штрафа. Но если его нет, то водителю надо ориентироваться на знаки и сигнал светофора.
— А что насчёт проезда перекрёстков с машинами скорой помощи?
— Всё зависит от ситуации. Если мы видим, что водителя поджимает машина экстренной службы и он вынужден был заехать за стоп-линию, то в таком случае мы штрафовать не будем. Но если водитель решит проехать перекрёсток, но у него была возможность не делать этого, то мы оштрафуем его.
Мы сейчас в постановлении не одно, а 6 фото ставим, с двух разных ракурсов и временных промежутков — до нарушения, само нарушение и после.
Если водитель заедет на две сплошные — тут тоже индивидуально. Но у скорой есть приоритет, преимущество, они могут проехать по встречке с включенными световыми и звуковыми сигналами.
Но есть случаи, когда мы не можем заметить этого. В плотном потоке, 3–4 ряда машин. И скорую сложно заметить, особенно если она далеко. На фото её не было, а водитель приходит и может обжаловать решение.
В итоге получается такая картина — скорая была вне зоны видимости камер, но её заметили водители. Они посигналили, проявили уважение, пропустили и хором перестроились. Да, тогда состава правонарушения не будет.
— А экстренные случаи — когда водитель везёт рожающую жену в больницу? Или стало плохо кому-то, и в больницу торопятся, на гашетку давят.
— Бывает и такое. Но тут снова — всё индивидуально. Иногда водители сами нас предупреждают, что везут роженицу в больницу. Так, например, на Зубчаниновском посту было так: водитель сам нас предупредил, мы сопроводили «беременный» автомобиль. Родителей потом коллеги из ГИБДД поздравили и подарили автокресло.
Но есть и другая ситуация: родственнику стало плохо, ему вызвали скорую и потом за ней ехали по встречке. Скорую мы не штрафуем. А вот водителя — да. Причем столько раз, сколько он попал в зону видимости камер.
Бремя доказывания лежит на водителе. Если его нарушение помогло спасти жизнь человеку, то мы можем освободить его от наказания.