Всем любителям автоспорта Чкаловские озера известны как отличный зимний автодром. Когда поверхность озера покрывается льдом толщиной 20 см — сезон открыт. Многие любители экстремальной езды отправляются туда и соревнуются в умении управлять авто или же просто катаются, получая драйв оттого, что машина теряет управление на скользком льду. Там можно увидеть не только гонщиков-профессионалов, но и простых любителей, причем не все осведомлены о технике безопасности и правилах поведения на льду.
В тот сезон под лед Чкаловских озер ушло около 10 автомобилей. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Большинство аварий произошло в темное время суток, многие из потерпевших были в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Чкаловские озера — это два водоема, соединенные протокой. Еще одна протока соединяет озера с Самаркой. Находящееся неподалеку ЦСКБ «Прогресс» сливает воду в озера, в связи с чем они «дышат» т.е. уровень воды в них меняется. Лед на поверхности озер имеет большую площадь, поэтому не трескается. В протоках же давление выше, и вода там не успевает замерзать. Так что большая часть машин ушла под лед именно в протоках. Подстерегает водителя и еще одна опасность в виде рыбацких лунок. Их трудно разглядеть даже в светлое время суток. Как правило, если колесо попадет в одну из них, лед под машиной начинает ломаться.
По требованиям техники безопасности по льду нужно ездить с открытыми окнами. Если машина уйдет под воду, открыть двери не получится, разбить окна — тоже. К тому же с открытыми окнами у водителя есть больше шансов услышать треск ломающегося льда. И, если он все-таки раздался, есть несколько секунд, чтобы оценить обстановку, прежде чем машина начнет погружаться. Вариантов поведения два: или «вдавить педаль в пол» и доехать до берега, или собирать документы, ценные вещи, отключать зажигание и аккумулятор. Все зависит от того, как сильно под машиной затрещало. Как правило, возможности уехать с трещины не бывает, так что лучше не рисковать своим здоровьем и покинуть автомобиль.
Самая сложная ситуация — если машина сразу погрузилась по дверцы. В этот момент ни в коем случае нельзя пытаться вылезти сразу — это опасно для жизни. Дело в том, что, вылезая через окно, вы измените центр тяжести автомобиля, и он может придавить вас крышей ко льду. Как это ни страшно, но безопаснее дождаться, пока машина погрузится полностью, и выплывать через окна. Целесообразно, пока есть возможность, выбросить на лед сухими верхнюю одежду, обувь и документы.
Выбравшись из воды, попытайтесь вызвать спасателей. Как правило, службы МЧС приезжают только в тех случаях, когда пострадали люди. Так что, если все выбрались из машины без травм, они могут и не приехать. Зато на помощь всегда придут члены ралли- или off-Road-клубов. Также в проведении спасработ охотно помогает местное население.
В том месте, где затонула машина, бензопилой прорезается прорубь, достаточная для погружения аквалангиста. От этой проруби до берега пропиливают полоску льда для троса, а у берега делают еще одну прорубь, но большую. Через нее будет «выезжать» на поверхность спасаемый автомобиль. Водолаз с фонарем опускается на дно и цепляет утонувшую машину за свободный конец троса. Далее «клиента» вытягивают на берег. Для этого используется либо тягач (трактор), либо лебедка «трофийной» машины.
В кругу «раллийщиков» можно услышать интересные истории и байки от спасателей, потерпевших и просто сторонних наблюдателей.
Вот, например, один гонщик рассказал, как однажды машину из воды вытащили сорок человек. Сначала тянули четыре «Нивы», но безрезультатно. А сорок человек впряглись и вытащили.
Был случай, что рядом с тем местом, где утонула машина, провалилась лошадь с санями, а на санях было пять собак в клетках. Сани не утонули, и собаки остались живы-здоровы. А вот жеребцу пришлось труднее. Он, пытаясь зацепится за лед, разодрал себе десны. Но, слава Богу, все обошлось. Коня вытащили, он отлежался, и хозяин уехал на нем в деревню за подмогой.
Как бы все хорошо ни кончалось, но в других местах люди уходили на дно вместе с машиной.
В любом случае, если вы решили покататься по льду, то прежде чем спуститься на него убедитесь, что нигде поблизости от спуска нет талых мест (воды), лед имеет темно-синий цвет, а на его поверхности нет трещин. Безопаснее всего ездить там, где кто-то уже делал это до вас — там, где есть накатанная колея или следы от машин.
И еще один момент! Не стоит забывать о том, что использование автотранспортных средств на льду наносит непоправимый вред окружающей среде. Бензин, масло, выхлопные газы оседают на снегу и во время таяния льда попадут в водоем. Покрышки, которыми отмечена трасса, мусор, выброшенный из окна машины, отломанные бамперы — все это в конце сезона окажется под водой... Давайте беречь те места, где мы отдыхаем!
Материал предоставлен журналом «Экстремум»