Думается, что никто не станет спорить с утверждением, что имидж Самары в последнее десятилетие изрядно поистрепался. Как в глазах жителей нашего города, так и среди россиян в целом. Тридцать лет место Куйбышева на мифологической карте Советского Союза было определено четко и безапелляционно. Это был город, в котором сформировались политические взгляды помощника присяжного поверенного Владимира Ульянова. Десять-пятнадцать лет назад в Самаре повсеместно приходилось слышать серьезные рассуждения о городе как о столице Поволжья. Теперь же эти идеи либо стали неважны, либо потеряли под собой всякую реальную основу. Где же взять новые?..
Самарское интернет-сообщество, лакмусовая бумажка общественного мнения, с удовольствием обмусоливает темы извечной грязи на улицах, развалин в центре города и безнадежно испорченной монструозными высотками панорамы города с Волги. В лентах же федеральных новостей наш город обычно всплывает только в связи с громкими преступлениями и произволом милиции и чиновников. А борьба московских акул, а также местных волжских щук и лещей пиар-технологий перед предстоящими выборами окончательно погрузила образ нашего города в клубы пыли. Подобно ветрам, из века в век приносящим на улицы Самары пыль из диких степей левобережья Самарки. Таким образом, казалось бы, Самара должна окончательно потерять свое лицо и раствориться в безликой массе других, ничем не примечательных городов России.
Почему же сюда возвращаются просто отдохнуть и развеяться немцы, французы и американцы, которых до этого заносило в Самару по работе? Почему сюда часто и действительно с удовольствием приезжают москвичи? В принципе, ответ на этот вопрос всегда один – Волга. К Волге же шли различные дополнения – набережная, «Дно», пляжи, кораблики, закаты над большой водой. Но, так или иначе, все это неразрывно связано с расположением нашего города вдоль большой водной глади. Которая не требует дополнительной рекламы и не нуждается в сочинении вокруг себя новой мифологии. Она нравится всем без исключения. Вне зависимости от национальности, вероисповедания и места рождения. Да что там нравится!.. Ее любят.
Все прочие прелести Самары, какими бы они ни были эффектными, меркнут за волжской гладью. Точнее, не меркнут, а дополняют их великолепие. Это и дореволюционная архитектура, которую совершенно незаслуженно недооценивают сами самарцы. Трудно найти в нашей стране второй такой город, в котором так богато представлены модерн и эклектика. Причем есть и совершенно уникальные строения, которые не имеют аналогов в России. Например, дача К.П. Головкина, знаменитый «Дом со слонами», дальнейшая судьба которого до сих пор очень туманна. Но нужно смотреть правде в глаза. Процент туристов, увлеченных архитектурой, ничтожно мал. А вот городская архитектурная среда чувствуется очень и очень многими.
И те места старой Самары, которые еще не успели порасти высотками, трогают очень многих. Неоднократно мне приходилось видеть восторг москвичей, которые узнавали в самарских улицах старую купеческую Москву. Ту самую Москву, которой уже нет. Как в Минске они узнают советскую столицу из фильма «Я шагаю по Москве», по которой также ностальгирует большинство наших соотечественников. Только белорусы используют эту ностальгию для создания бренда. Самарцы же, напротив, стремятся подражать Москве в количестве небоскребов и торговых центров. Стараются безуспешно. Не те обороты…
Обыгрывания темы некой локальной столицы продолжают будоражить умы людей, которые пытаются слепить новый образ Самары. Вслед за бесконечными рассуждениями о временах Великой Отечественной и запасной столице стала муссироваться тема Самары как столицы России времен Гражданской войны. Да, это бесспорные факты в истории нашего города. Но нужно ли создавать из них легенду для продвижения самарской уникальности? Когда выше нас по Волге стоит запатентованная недавно «Третья столица» Казань и центр Приволжского федерального округа Нижний Новгород. То есть de facto столица Поволжья. Кажется, у туристов, путешествующих по Волге на круизных пароходах, ничего, кроме ехидных шуток, это плаванье из столицы в столицу вызвать не может. Причем столичность в Самаре образца 2010 года ощущается гораздо меньше, нежели у наших соседей, находящихся вверх по течению.
При этом мы имеем то, чего нет и, скорее всего, еще долгое время не будет у наших волжских соседей – Нижнего, Казани, Ульяновска, Саратова, Волгограда… У нас есть очень длинная набережная, оборудованная пляжами, и удобное водное сообщение прямо из центра города с Национальным парком «Самарская Лука». У нас есть уходящее за горы солнце и размеренная, по столичным меркам, жизнь на старых улицах, прилегающих к Волге. Все это имеет, скорее, масштабы черноморских курортов, нежели волжский размах. Самара – город, где можно не только заниматься познавательным туризмом, достопримечательности которого осматриваются за пару дней размеренными темпами. Это город, в котором можно полноценно отдыхать. Правда, в отличие от Черного моря, всего 4 месяца в году. А купальный сезон здесь и того короче. Но во всяком случае Самара является вполне здоровой альтернативой курортам на российском морском побережье. Которые, во-первых, уже исследованы любителями подобного отдыха, во-вторых же, в преддверии Олимпиады-2014 там творится суматоха и взвинчиваются цены.
Мы имеем набор из: пляжей; великой русской реки; доступных путешествий по воде; продукции Жигулёвского пивзавода, которая манит к себе абсолютное большинство приезжих, невзирая на ее качество; основательной купеческой застройки центра города. Это набор, который вполне соответствует курорту серьезного масштаба.
Можно добавить к нему вполне приемлемую инфраструктуру из торговых и развлекательных центров, клубной жизни приличного для России уровня и некоторое количество известных достопримечательностей, таких как бункер Сталина. И в таком сочетании Самара может дать фору абсолютному большинству российских курортов, где индустрия развлечений обычно дает довольно скудные и однообразные плоды.
Возможно, пришло время отодвинуть на второй план свои неоправданные столичные амбиции. И подумать о том, что наш город должен научиться гордиться и демонстрировать в выгодном свете то, чем он действительно уже располагает. Тем, что у него невозможно отнять. И пристально посмотреть на Самару как на главный волжский курорт. Не абстрактный курорт, который принято называть не именем собственным, а общим «юга». А курорт, имеющий собственное неповторимое лицо. Главный курорт главной русской реки.
Автор: Андрей Кочетков