Первые упоминания о селе Ширяево на Самарской земле датируются 1643 годом. Однако еще голштинский путешественник Адам Олеарий, проплывавший мимо этих мест в 1636 году, оставил записки не только о Ширяевском буераке (овраге), но и о некоем поселении близ его устья.
Достояние России
Топонимисты считают, что слово «Ширяево» русского происхождения. Возникло оно, скорее всего, от понятия ширь - необъятного простора, который открывается при взгляде с Волги на огромную овражную долину, где стоит село. Правда, при графе Орлове село пытались переименовать в Богоявленское, но новое название так и не прижилось.
Ширяево - малая родина известного поэта Александра Абрамова, который в зрелом возрасте взял себе псевдоним «Ширяевец». В 20-х годах прошлого века он издал в Москве несколько поэтических сборников, в которые вошли стихи о Жигулях и волжском крае. В честь знаменитого земляка в 1978 году в селе открыли музей Александра Ширяевца.
Стоит сказать и о ценности, которую представляют эти места с природно-экологической точки зрения. Геологи говорят, что Ширяевский овраг - это огромная тектоническая трещина в теле Самарской Луки протяженностью в 35 километров. Начинается он к юго-востоку от города Жигулевска, а близ села Ширяево, как уже было сказано, открывается в Волгу широкой и невероятно красивой долиной. При этом в верховьях долина оврага врезается в породы палеозойского и мезозойского возраста, возникшие 200-300 млн лет назад. Тектонический (подземный) характер разлома хорошо виден в нижней части долины, где она резко меняет свое направление с северного на юго-восточное.
Эти места буквально начинены природными памятниками. В самой долине и в окрестностях оврага их насчитывается более 20. Наиболее известные из них - Большой грот в 15 километрах выше Ширяево; Лисьи пещеры – еще на три километра выше; Кочкарный овраг – ответвление Ширяевской долины, где до сих пор сохранились реликтовые растения доледниковой эпохи, занесенные в Красную книгу РФ. Но самой известной здешней достопримечательностью остается урочище Каменная Чаша с одноименным родником, которая в последние годы стала местом паломничества туристов и верующих. Вода родника освящена и считается целебной.
Репин и бурлаки
Как известно, именно в Ширяево знаменитый русский художник Илья Репин писал этюды для картины «Бурлаки на Волге». Впоследствии в своих записках Репин вспоминал, как в первый же день пребывания в этом селе его чуть было не побили местные крестьяне, которым сам факт столь точного изображения человеческого образа на листе бумаги показался колдовством. Вот как пишет об этом сам художник: «Я подсел в сторонке и вижу: прекрасная группа ребятишек лепится на импровизированных ступенях Волги…
- Дети, - говорю я громко, когда почувствовал, что ко мне уже достаточно привыкли, - посидите так смирно, не шевелитесь; каждой, кто высидит пять минут, я дам пять копеек.
Девочки это сразу поняли, застыли в своих положениях… Я стал бегать карандашом по листку альбома, ловя характеры, формовки, движения маленьких фигурок… Какая-то баба пришла, остановилась… Взглянул на нее: она стоит в каком-то оцепенении… Пришла другая баба, что-то прошептала девчонкам… И начались громкие ругательства:
- Чего вы, чертенята, сидите? Разве не видите? Ведь это сам дьявол, он вас околдовал… Бросьте деньги: это черепки! Завтра сами увидите…
Девочки завизжали, побросали пятачки, которые я так аккуратно выдавал каждой фигурке, чтобы поселить в них доверие…»
А после того, как суеверные мамаши прогнали всех юных натурщиц Репина, на место, где расположился художник, из Ширяево прибежало более десятка мужиков, настроенных весьма воинственно. Оказалось, что давешние бабы сказали им, что под горой сидит колдун, которые переносит облик детей на бумагу, чтобы потом забрать их с собой в темное царство. Толпа немного успокоилась лишь после того, как художник предъявил собравшимся казенную бумагу из Петербурга. Однако умеющих читать среди них не оказалось. Тогда для знакомства с бумагой сельчане послали одного из парней за писарем, единственным здешним грамотеем.
«Мужик в красной рубахе, огромных размеров, нисколько не был похож на писаря – как есть бурлак… Ему передали мой паспорт. Он грамотно прочитал его, но, вероятно, быстрее, чем способно ухватить ухо простолюдина.
- А это что же за печать такая? – ткнул большим черным пальцем ближайший мужик в мой паспорт.
- А это: «Печать императорской академии художеств…» - прочел казенно писарь, поворачивая круг…
Эффект превзошел все мои ожидания. Толпа вдруг замерла и попятилась назад. Бойцы-верзилы стали инстинктивно прятаться друг за дружку…
- Императорская печать… императорская печать… слышь… ты? – как-то шуршало в толпе, и, расходясь, таяло вместе с ней».
В итоге конфликт между Репиным и ширяевским мужиками завершился миром. Об этом в числе других эпизодов рассказывается в экспозиции Дома-музея Ильи Репина в Ширяево. В общей сложности мастер проработал у подножия Жигулевских гор больше месяца. Многие сельчане потом не только приходили посмотреть, как он работает, но и сами соглашались позировать художнику.
Так, например, в записках Репина сохранились сведения о том, что портрет «коренника» бурлацкой упряжки он писал со здешнего крестьянина Ивана Канина. Вот что художник вспоминает о сцене позирования: «Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки… Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или постричься, как бывало с некоторыми моделями…».
Ночной свет
А еще Ширяевская долина считается местом сосредоточения различных аномальных явлений. Сведения о некоторых из них в виде легенд и преданий дошли до нас еще с тех времен, когда русские впервые поселились на Самарской Луке. Во многих случаях это «классические» НЛО в виде ярких шаров разного цвета, групп таких шаров и даже нечто, по форме напоминающее «тарелки». Но наиболее загадочное видение, которое в окрестностях Каменной чаши современные уфологи наблюдают чуть ли не каждый год, именуется «столбами белого света».
Внешне они выглядят как светящиеся в темноте цилиндры, неожиданно возникающие над лесом и также внезапно исчезающие. Самое интересное, что это явление жители Ширяево наблюдали здесь еще сотни лет назад. Вот какую байку о «световых столбах» записал известный собиратель волжского фольклора Дмитрий Садовников (датируется периодом от 1870 до 1875 годов, то есть теми самыми «репинскими» временами).
«Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами, да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно - лошаденка-то еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню, да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Ну, Иван думает: «До дома - верст семь, не больше, до полуночи доберусь, а воз разгружу завтра».
Тут вдруг лошадь дернулась и захрапела. «Неужто волки? - вздрогнул Иван. - Да нет, откуда они здесь летом? Они и зимой-то так близко к человеческому жилью не выходят». Подумалось ему и о медведе (в те годы эти животные еще водились в Жигулях - Ред.). Только вдруг нечаянно глянул он влево - батюшки, свет над горой! Неужто, думает, с дороги сбился и проехал мимо своей деревни? Огляделся. Хоть и темно, но дорогу видно чисто. Да и лошадка близость дома почуяла, припустилась чуть ли не бегом. Ведомо, деревня рядом, версты три всего уже осталось. А свет над горой разгорается, и словно бы столбом стоит. Вот он уже и позади оказался. Мурашки по спине Ивашки побежали - не иначе леший его с пути сбить хочет. Слава Богу, лошадь под горку мигом домчала. Сколько раз крестился Иван, не помнит, последний раз осенил себя знамением, когда в ворота въехал. А потом от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня выходит ночью погулять, и свет из двери ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит».
Хозяйка Жигулевских гор
О подземной властительнице этих мест сложено очень много легенд. По преданию, она живет в тайных пещерах в глубине Жигулевских гор, лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям. Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свое одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша.
По легенде, первопоселенцы Самарской Луки поначалу боялись хозяйки жигулевских гор. Однако вскоре все убедились, что волшебница отличается мирным нравом. Людей она никогда не обижала и даже иногда помогала им в беде. Подземной хозяйке служили странные существа - прозрачные белые карлики, которые могли внезапно исчезать в одном месте и тут же появляться в другом. Они не раз выводили на дорогу заблудившихся путников.
Исследователи из самарской неправительственной организации «Авеста» уже много лет пытаются объяснить эти явления с научной точки зрения. По одной из версий, «столбы света» имеют явную электромагнитную природу и возникают они над теми участками земной коры, где проходящая на глубине полиметаллическая жила или подземный водный поток делают крутой изгиб. Именно в таких точках излома резко меняется структура земного электромагнитного поля, приводящая к ионизации воздуха над этим участком и к его последующему свечению. Но пока это только гипотезы, которые требуют доказательств.