Иногда не знаешь, где кончается одно и начинается другое. А иногда – знаешь. Например, бродишь, утопая в снегах, вокруг дома номер семь в Студенческом переулке, и не видишь никаких признаков «Джей Кей», первого хостела в Самаре. Салон красоты видишь, «Альфа-Банк» видишь, неясную «Клинику доктора Иванова», сверкающую огнями, видишь, «Джей Кей» - не видишь. Сильный ветер, почти мороз, прыгаешь на одной ноге, потом на другой, звонит телефон, тебе рассказывают, какую именно кнопку нужно ткнуть на домофоне, и наконец, открывается дверь. Заканчивается холод, начинается тепло.
Старый, очень старый дом, такой прекрасный в своей нетипичности – все эти широкие лестницы, основательные перила, сложные переплеты оконных рам и кирпич дореволюционного образца. Третий этаж.
- Здравствуйте, - говорит девушка Ирина, джинсы, черная майка «самый плохой 2009», много кудрявых волос стянуты в хвост на затылке, - здравствуйте. Вы простите, что я вам форменный допрос устроила. Меня ребята не предупредили…
- Все хорошо, - говорю я, и все действительно хорошо.
Просторная прихожая, слева – вместительный шкаф-купе, теснятся многие вешалки, пристраиваю свое пальто на одну из. Колонной стоят теплые тапочки. Справа – большое зеркало. Точнее, много небольших квадратных зеркал соединены в зеркальное целое. Электрический свет дробится и множится в отражении, впереди - широкая арка и видно квартирное пространство.
Большая гостиная, в центре обширный диван светлой кожи, примерная вместительность – пять-шесть человек. Не толстых, конечно. Стены оклеены элегантной расцветки полосатыми обоями. В таком интерьере незаменимы гладко причесанные мужчины в цилиндрах и с контрабасами. Женщины пусть с обнаженными спинами, чтобы струился жемчуг и духи – «Лориган Коти».
На полу – открытый ноутбук, рядом – плазменный телевизор крупной диагонали. Окна декорированы продуманно. Все это пока мало напоминает дешевое общежитие для ночлега путников, но иногда не знаешь, где кончается одно и начинается другое. Может быть, закрытые двери таят ряды грубо струганных нар, едва прикрытых жидкими солдатскими одеялами.
- А сколько человек может вместить ваш хостел по максимуму, - спрашиваю. Ира быстро отвечает, наверное, это широко распространенный вопрос:
- Если с удобствами, то 12. Вот, смотрите.
Открывает одну из дверей. Дверь имеет необычную форму, верх вырезан полукругом.
- Двухместный номер «deeper underground». Когда-то здесь был кабинет, и некоторая такая строгость оформления осталась…
Помещение правильных пропорций, стены цвета шоколада, две кровати застелены зеленым, сверху подушки и они взбиты. Низкий черный столик и торшер между, угловой шкаф типа стеллаж, ничего лишнего. Молочного оттенка портьеры на высоком окне. Дубовый паркет, узор «елка», его ряды бликуют в неярком свете. Один ряд кажется темнее, а другой светлее. Это не дефект покрытия, разумеется, а игра фактуры дерева. Ира говорит:
- Вообще для хостела двухместный номер нехарактерен. Но мы вот сделали, и получилось отлично. Пользуется, что называется, спросом…
На стене гостиной – специальная доска для записей. Прилагаются мелки. Сейчас доска пустует. Пестрые подушки разбросаны хаотично по дивану.
- Пожалуйста, пятиместный номер «cosmic girl».
Двухярусные кровати, нижний этаж одной из них - двуспальный. Красные покрывала, небольшие коврики, светильники. Справа – исполинских размеров шкаф-купе. При желании вполне можно подселить туда дополнительных гостей. Двенадцать – с удобствами, плюс пять-шесть на диван в гостиную, плюс три-четыре – в шкаф. Позже на кухне обнаружится привлекательный кожаный диванчик, способный приютить до двух гибких, допустим, девушек.
- Ирина, расскажите, пожалуйста, сколько стоит место в сутки.
- По-разному. В двухместном номере – 900 руб. В пятиместном – 700 руб. Дополнительное место – 500 руб…
Добрая, добрая Ирина показывает мне следующую гостевую комнату:
- Вот наш 5-местный «space cowboy»…
И столовую показывает. Столовая имеет темно-синие стены в вертикальную полоску. Позже один из хозяев скажет, что в России известны всего лишь два хостела со столовыми – питерский «Гоголь-Моголь» и самарский «Джей Кей», собственно.
Массивный стол прямоугольный формы выглядит очень солидно. Стулья плотно придвинуты. Буфет, комод, стиль «ретро». На буфете – графин и стаканы разноцветного стекла. На столе – ваза с чем-то декоративным.
Кухня приподнята на подиум, пол выложен плиткой, цвет терракота. Четыре барных стула, барная стойка, стол на металлической толстой ноге, столешница замаскирована под малахит. То есть, зеленая и с разводами, с разводами. На потолке элементами дизайна – балки темного дерева. Упомянутый уже кожаный диванчик с расчетом на двух гибких девушек. Кресла-мешки локальных цветов. Эклектично.
В отдалении раздаются звуки шагов и голоса.
- Ну вот, наконец-то ребята пришли, - Ирина разливает чай в толстостенные темно-коричневые чашки, сахарница полна рафинада и входят ребята. Дмитрий Курбатов и Сергей Кривчиков.
Сергей повыше и с бородой, а Дмитрий в бирюзовой толстовке с капюшоном. Его волосы достают до плеч. Название «Джей Кей» - по первым буквам имен-фамилий, легко догадаться или мне уже говорили об этом, ведь иногда не знаешь, где кончается одно и начинается другое.
Дмитрий открывает нарядную бутылку вина, Ирина достает емкие бокалы, я карабкаюсь на барный стул. Очень, очень люблю такие стулья, без взаимности.
- Как все произошло, - начинает Дмитрий, он сидит в кресле-мешке, - в июне мы с Сергеем были в Москве, вписались там в хостел «Day and Night». Десять минут до Кремлевской стены. Правда, десять минут пешком, пять – бегом. И вот, под впечатлением от всего этого, я Сергею и говорю: знаешь, о чем я сейчас думаю? Я сейчас думаю, что надо в Самаре открывать хостел.
Приехали и занялись сразу же. Просто перевернули весь рынок недвижимости, искали подходящую квартиру. «ВКонтакте» я вообще устроил статус-террор, все риэлторы города узнавали меня по голосу. И вот через какое-то время звонит одна знакомая… нет, точнее пишет одна знакомая: «Дима, это не шутка? Ты действительно ищешь пятикомнатную квартиру в центре? У родителей моего мужа есть как раз такая. Сейчас там живем мы, но собираемся съезжать…».
Поехал смотреть. Звоню позже Сереже, говорю: ну все, помещение у нас есть.
- Это летом все происходило?
- Да, летом.
- А открылись вы…
- 15 октября.
- Быстро!
- Да.
- Помещение вы искали принципиально в центре?
- Да, конечно. В шаговой доступности от нас главные площади, пляж, набережная, а так же основная достопримечательность Самары – «Дно».
Сергей продолжает с кожаного дивана для дополнительных гостей:
- Все приезжие первым делом осведомляются, далеко ли до «Дна». Мы честно отвечаем – три минуты по прямой… Хостел и должен располагаться в центре города. Кому, например, нужен хостел на Металлурге?
- Ну. Может, кому-то и нужен. Металлург – любимое место отдыха горожан.
- Да?
Дмитрий откупоривает вторую бутылку вина, первая была с острова Крит, а это – чилийское. Сергей крутит в руках свой бокал:
- В Самаре такого вообще нет. У людей представления о хостелах если и есть, то это они очень ограничены. Длинный коридор, четыре комнаты, маленькая кухня, все по-спартански. Приходится объяснять, что «Джей кей» - не убогая контора, а приличное и даже крутое место. Пригодное в том числе для всяких мероприятий. Типа тусовок.
Дима:
- Например, не так давно у нас проходило первое заседание литературного клуба. Из Москвы приезжал художник Арсений Жиляев, здесь и останавливался. Пять дней прожил, в номере «deeper underground». Так вот, заседание литературого клуба… Татьяна Симакова присутствовала, разные деятели из «Арт-Пропаганды». Мы любим создавать информационные поводы, это хорошая реклама.
Сергей:
- Существует две категории клиентов. Первая - люди, отыскавшие о нас информацию в интернете, у нас есть свой сайт; кстати, при запросе в гугле: «хостел в Самаре», он выходит первым. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы вписаться в интернет-систему поиска хостелов по всему миру. И вторая категории клиентов – очень важная – это промоутеры. С ними мы серьезно работаем. Допустим, привозит галерея художника, Филармония приглашает певца – рады видеть, поможем встретить на вокзале, в аэропорту при необходимости.
- Трансфер, - говорит Ира.
- Трансфер, - говорит Дима, - через Самару, особенно летом, идет огромный поток туристов. Все, скажем, кто едет на Байкал… Самара – Майами Средней полосы России…
- А чем вы можете быть интересны местным жителям, например?
- Как раз недавно запустили акцию. «Скажи пробкам: нет» называется. Работаешь в центре Самары? Живешь на окраине? Тратишь на дорогу массу времени? Переночуй в хостеле. Тариф – «будни», 500 рублей за ночь. Очень удобно.
- Доступ в Интернет Wi-Fi у нас имеется, оборудованная кухня, утюги, гладильные доски, стиральные машины, фен, что еще?
Ира:
- Чистая питьевая вода, чай и кофе в любом количестве и в любое время суток.
Дима:
- Даже радио в душе. Это все из бесплатных вещей.
Сергей:
- Иногда бывают звонки такого рода: «Здравствуйте, алло. Мы вот хотим с подругами отдохнуть…». Объясняем, что здесь не дом свиданий, а мини-отель, и что койки на часы мы не сдаем. Или: «А мы с парнями хотим вечером выпить». Говорим: выпить удобно в кабаке. После переночевать – пожалуйста. Тонкая грань между тем, что мы позволяем и что не позволяем делать в хостеле. Курить вот не разрешено. Зона, свободная от курения.
- Самая сложная работа – та, что связана с людьми. Как вы справляетесь, насколько сложным представляется ежедневное избыточное общение, урегулирование самых неожиданных вопросов? – это я интересуюсь. Я побаиваюсь людей.
Дима, радостно:
- С налаживанием коммуникаций у нас все в порядке.
Сергей:
- Часто люди, уезжая, говорят: «Такое ощущение, что мы побывали в гостях». Одна девушка приезжала в Самару по делам, так она каждый раз перед выходом из дома сожалела, что надо вообще куда-то идти. «Вот бы, - говорит, - остаться и с вами чаю еще попить. Очень, - говорит, - у вас атмосфера приятная».
Дима:
- Пока у нас хостела не было, у меня дома постоянно останавливались разные гости города, спортсмены, музыканты. Жили в моей квартире. Так что мне привычен, в общем, такой образ жизни. Какое вино больше понравилось, критское или чилийское?
- Пожалуй, чилийское. Спасибо. Есть ли у вас какие-то планы относительно расширения бизнеса? Занять соседние квартиры? Этаж целиком?
- Планов много. Мы находимся в том секторе около-гостиничного бизнеса, где практически отсутствует конкуренция. Так что перспективы мы видим. Много думаем над этим.
- И ни одного дня не пожалели, что начали заниматься этим делом.
- Да, это так.
Ира тоже кивнула.
Иногда не знаешь, где заканчивается одно и начинается другое. Гостеприимность, как черта характера, обуславливает выбор дела. Дело определяет судьбу.
А кто-то в настоящее время вводит в поисковик три слова «хостел в Самаре», и готовится набрать одиннадцать цифр номера.
Автор: Наталья Апрелева