Региональному самолету Sukhoi Superjet-100 - самому громкому проекту российского авиапрома - разрешили перевозить пассажиров. На днях он получил сертификат авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета, что позволяет начать коммерческую эксплуатацию самолета. На его создание потребовалось десять лет и $2 млрд. Первыми SSJ начнут использовать «Армавиа» и «Аэрофлот».
Все правильно сделали
Самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) наконец получил российский сертификат МАК. Этот документ позволяет начать коммерческую эксплуатацию лайнера. В летных испытаниях участвовали четыре самолета. Их налет составил почти 2600 часов.
В фирме «Сухой» говорят, что от аналогов SuperJet отличает прежде всего экономичность, максимальный комфорт и беспрецедентная безопасность пассажиров
На разработку самолета было потрачено 34 млрд рублей, из них 16 млрд из федерального бюджета, а на разработку двигателя для него — 15 млрд, чуть более 8 млрд из бюджета. «Средства немалые для России, — признался министр промышленности и торговли Виктор Христенко. — Но вручение сертификата дает возможность показать, что все было сделано правильно. Нам всем нужен был этот успех!» Теперь вложенные в проект деньги должны возвращаться с рынка, уверен он. По словам Христенко, уже в этом году будет построено 14 лайнеров, в будущем — 25, с 2013 года производство SSJ должно выйти на проектную мощность в 60-70 машин в год.
Заместитель министра транспорта Валерий Окулов выразил уверенность, что с получением сертификата портфель заказов будет все толще и толще. Сейчас в портфеле заказов SSJ 170 твердых контрактов, из них 104 заключили зарубежные компании.
Кроме того, генеральный директор ОАО «Компания «Сухой» Михаил Погосян заверил, что в течение 2011 года компания планирует получить и сертификат европейского агентства по авиационной безопасности EASA.
Если нет разницы...
Многие нюансы выгодно отличают SuperJet от конкурентов. В подразделении фирмы «Сухой» говорят, что от аналогов SuperJet отличают прежде всего экономичность, максимальный комфорт и беспрецедентная безопасность пассажиров. Когда человек из комфортабельного дальнемагистрального лайнера пересядет в «маленький» региональный самолет, он не почувствует никакой разницы.
Салон эконом-класса в SuperJet такой же по объему, как и у дальнемагистральных Boeing и Airbus. Багажная полка - 70 литров, так что в салон можно взять даже чемоданы класса «мечта оккупанта».
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что итоговая стоимость проекта SSJ превышает $2 млрд. «Официальная цифра — 57 млрд рублей, однако это финансирование создания самого самолета без учета затрат на двигатель»,— пояснил эксперт. По его словам, наконец «Сухой» сможет поставить лайнеры авиакомпаниям, которые с нетерпением этого ждут.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» полагает, что с приходом Михаила Погосяна, главы «Сухого» и идейного вдохновителя SSJ, на пост главы ОАК модель производства и продвижения самолета может быть растиражирована на другие проекты, например на МС-21.
Долгая история
Разработка регионального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ) началась в 2001 году. По контракту между ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и «Аэрофлотом», подписанному в декабре 2005 года, первые поставки SSJ должны были начаться еще в конце 2008 года.
Однако в конце марта 2008 года глава ОАК Алексей Федоров впервые официально признал возможную задержку поставок первых SSJ. Тогда он заявил, что с уверенностью о переносе сроков можно будет говорить, когда определится дата начала сертификации самолета, и что первому и основному заказчику «Аэрофлоту» SSJ будет поставлен позже установленного срока. В июле 2008 года ГСС объявило, что «Аэрофлот» получит самолеты в лучшем случае в конце 2009 года. Завершение сертификации в РФ и Европе ожидалось также в 2009 году.
В августе 2009 года еще раз официально объявили о задержке с поставками. В ноябре 2009 года глава холдинга «Сухой» Михаил Погосян сослался на задержки с сертификацией двигателя.
В октябре прошлого года стало известно, что у «Аэрофлота» есть претензии по летным характеристикам самолета, и авиакомпания может получить SSJ только в первом квартале 2011 года.
Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «Авиапорт»:
- SSJ оказывалась беспрецедентная поддержка, и не только финансовая, проект поддерживался и заявлениями правительства, и работой первых лиц государства на межгосударственном уровне.
Андрей Рожков, аналитик ИФК «Метрополь»:
- Проект SSJ можно называть успешным. Собрано более 170 заказов, при этом заказчиками является ряд зарубежных компаний.
Максим Пядушкин, аналитик:
- На настоящий момент у них 170 заказов, однако, чтобы окупиться, нужно как минимум 500 или 600.