Из-за многочисленных жалоб пассажиров вопросы, связанные с тарифной политикой авиаперевозчиков и системами продаж билетов, планируется обсудить на заседании экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на воздушном транспорте. К своему расследованию российские антимонопольщики планируют подключить коллег из стран СНГ и Евросоюза. В Минтрансе пока ничего не знают о планах ФАС проверить авиакомпании, но тем не менее готовы к сотрудничеству.
«Пустые кресла»
Пассажиров не устраивает необоснованно высокая стоимость авиаперевозок, существенная разница между тарифами билетов (в разы) при отсутствии отличий в обслуживании на борту. Клиенты жалуются на то, что авиакомпании отправляют в рейсы самолеты с «пустыми креслами», вместо того чтобы снижать стоимость билетов на маршруты, которые не пользуются популярностью. Кроме того, клиентов не устраивает непрозрачность применения дополнительных сборов, условия и порядок возвратов билетов.
ФАС регулярно проверяет ценообразование на авиабилеты, но подобные проверки касались отдельных компаний, а не отрасли в целом. Последний конфликт ведомства с авиаперевозчиками возник весной 2011 года. Тогда авиакомпании подняли цены на билеты из-за введения «топливных сборов» на иностранных направлениях. ФАС обвинила их в монопольном завышении цен. В результате цены были снижены, но только после того, как на полеты на этих направлениях был отменен НДС.
Системы продаж
Билеты на авиарейсы в настоящий момент продаются с использованием специальных систем продаж, каждая из которых имеет свою долю российского рынка и свои особенности. Одна из них - система управления доходами (RMS), с помощью которой авиакомпании регулируют загрузку воздушных судов. Исходя из данных о количестве пассажиров, в том числе и в прошлых сезонах, анализируется распределение потоков по рейсам, маршрутам и датам и даются детальные прогнозы загрузки рейсов.
«Считается, что применение этих систем увеличивает доход авиакомпании на 4-6% в год. В целом использование RMS отвечает потребностям рынка и способствует развитию конкуренции между авиакомпаниями», - отмечает начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Ротенберг. Но антимонопольщики хотят выяснить, насколько системы управления доходами отвечают возложенным на них функциям по регулированию тарифных предложений в зависимости от времени продажи билета, от степени загрузки воздушного судна, а также влечет ли падение спроса на билеты на том или ином рейсе автоматическое снижение цен, что было бы логично, и кто вообще определяет работу компьютерной программы: разработчик или перевозчик.
Госрегулирование
Однако эксперты считают, что государству не стоит вмешиваться в тарифную политику перевозчиков. По их словам, ввести тотальный контроль за системами управления доходами конечно можно, и это даже может сделать билеты дешевле, но ненадолго.
Единых стандартов для специальных систем продаж, по мнению экспертов, нет и быть не может. Это сложные оптимизационные модели, алгоритмы которых являются интеллектуальной собственностью разработчиков и охраняются как их ноу-хау. Задача такой системы - продать дорогие и дешевые билеты в таком соотношении, чтобы авиакомпания получила максимальную прибыль. И может получиться так, что, перевезя 20 пассажиров за 10 тыс. рублей каждого, авиакомпания заработает больше, чем при перевозке 40 клиентов за 5 тыс. рублей - как минимум, она сэкономит на бортовом питании и аэропортовых сборах. Кроме того, авиакомпании зачастую перевозят не только вещи пассажиров, но и попутный груз.
Что касается государственного регулирования тарифов, то, по мнению экспертов, оно допустимо лишь при условии субсидирования перевозок и отмены налога на добавленную стоимость на авиабилеты. Для социальных линий внутри России субсидирование разумно и оправданно. Но для других направлений, на которых субсидий нет, государство должно смириться с рыночным ценообразованием.
Сейчас для развития региональных перевозок правительство субсидирует полеты пенсионеров и студентов с Дальнего Востока и из Калининграда в Центральную Россию (50 % скидка). В этом году федеральный и региональный бюджеты поддерживают эти категории населения в тех районах, где авиация - единственный вид транспорта. Региональным компаниям также дали возможность обновлять парк, обнулив таможенные пошлины на ряд типов самолетов.
Дмитрий Ротенберг,начальник управления контроля транспорта и связи ФАС: «В рамках своих полномочий регуляторы должны исключить возможность злоупотребления авиакомпаниями, доминирующими на рынке, своим положением, в том числе путем ценовых манипуляций».
Олег Пантелеев, глава аналитической службы компании «Авиапорт»: «Авиакомпании невыгодно все билеты продать по дешевке - это очевидно. Но ей важно сделать интересное предложение для всех категорий клиентов: и тех, кто готов заплатить много, и тех, кто готов улететь задешево, а ФАС не учитывает одного важного фактора: сегодня в авиаперевозках эластичность спроса по цене билета далеко не так высока, как хотелось бы».
Aвтор: Мария Михайлова