Российским туристам должны будут сообщать о том, что им грозит опасность в стране, куда они намереваются поехать, и это может служить основанием для того, чтобы потребовать свои «кровные» за испорченный отпуск. Закреплено это законодательно приказом минкульта РФ «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания».
Как рассказал одному из федеральных СМИ заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский, такая информация является основанием для отказа туриста от поездки, а, следовательно, расторжения договоров с туроператором или туристическим агентством и возврата в полном объеме денег, потраченных на путешествие, если поездка не состоялась. При этом существует четыре группы чрезвычайных ситуаций, при возникновении которых человек имеет право потребовать возврата своих денег. Итак, к ним относятся: угрозы чрезвычайного, природного, техногенного и социального характера. Но для того, чтобы эти самые угрозы были официально признаны, решение должны принять органы государственной власти: рекомендации МИД, МВД, Роспотребнадзора, Росгидромета. В итоге Ростуризм решает информировать туристов о возможных неприятностях, существующих в той или иной стране. Евгений Писаревский приводит пример того, что в прошлом году подобные приказы были во время революций в Африке – Египте и Тунисе, а также после землетрясения, произошедшего в стране восходящего солнца. «В рамках этих приказов давались соответствующие рекомендации, вводился специальный режим нахождения российских туристов за границей. Соответствующие обязанности накладывались и на туристических операторов, и на отдыхающих», - рассказал заместитель руководителя агентства федеральным СМИ.
Мы решили поинтересоваться у туристических компаний, работающих в Самарской области, как они оценивают перспективы действия утвержденного регламента, а также, не было ли в недавнем прошлом в их практике отказов от путешествий именно из-за угроз, попадающих под него.
При этом все опрошенные сказали, что пока не ясен механизм того, как будет действовать новый документ.
«Документ принят недавно, пока не ясен механизм его работы. Однако, мы только «за», чтобы такой закон был. Нам, туристическим агентствам, было бы проще, если бы в договоре были прописаны все отношения между туроператором и турагентством в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Проще говоря, кто за что отвечает», - считает заместитель директора туристического агентства «Грин Лайн» Наталья Андреева. По мнению коммерческого директора турагенства «Лагуна-Тревел» Ольги Холмянской, нужен совершено другой документ. «Нужен документ, более четко регламентирующий деятельность всех, кто занимается турбизнесом. Сейчас турфирмой может назваться любой, а нужно все переводить в рамки лицензирования. Чтобы человек, покупающий тур, имел право требовать соблюдения всех условий и максимально избежать рисков», - считает она. При этом все, с кем мы разговаривали, сказали, что предупреждать о происходящем в стране отдыха – это некий профессиональный этический принцип, и уважающее себя агентство или оператор всегда это делает. «Никто не хочет отправлять людей в горячие точки», - сказала Наталья Андреева. А что касается отказов в связи с принятием нового регламента, то все трое заявили, что пока подобных прецедентов не было. «Сейчас у нас нет прецедентов по новому документу, но вообще в нашей практике такие случаи были. Мы смогли договориться с нашими клиентами», - сказала исполнительный директор ООО «Интурист-Самара» Елена Совенкова.
Судя по тому, что говорят представители туристического бизнеса, даже с принятием регламента, по которому человек имеет право получить деньги за тур в случае чрезвычайных ситуаций, нет гарантии, что сумма будет возращена. Поэтому всем, кто отправляется в путешествие, перед отъездом стоит внимательно изучить информацию о том месте, куда они едут: следить за публикациями в СМИ, информацией Ростуризма, и консультироваться с турагентствами и туроператорами о возможной опасности.
Степан Саморезов, житель Самары: «Я ездил отдыхать как раз в то время, когда в Каире (Египет) пошел очередной виток беспокойств. Узнал я об этом буквально накануне вылета, причем, не от своего турагента. Однако, поскольку я ехал отдыхать в Шарм-Эль-Шейх, а от него до Каира пять часов езды, я решил, что это будет для меня неопасно. И, кстати, не ошибся - отдых был великолепным. Что же касается предупреждений от туроператоров и турагентов, я считаю, что это очень хорошая идея - ведь любой человек, планируя отпуск, должен знать, что его может ждать во время отдыха. А дальше он уж сам будет решать. Но, на мой взгляд, если, несмотря на предупреждения об опасности, зная о них, человек все же поехал отдыхать, он уже не может претендовать на возврат средств, даже если случилось что-то плохое».
Автор: Майя Волгина