1 апреля должна стартовать программа субсидированных авиаперевозок внутри ПФО. Самаре обещают целых 166 новых авиарейсов. Причём до ноября пассажирам по этой программе нужно будет оплачивать только 50% реальной стоимости авиабилетов. Ещё по четверти от их стоимости должны компенсировать федеральный и региональный бюджеты. Казалось бы, программа позволит передвигаться между регионами ПФО в обход Москвы. Для этого она и задумывалась, и именно на это планируется потратить немалые федеральные региональные деньги. Но на деле оказывается, что большая часть проанонсированных рейсов вряд ли будет востребованной даже с 50% стоимостью билетов. Кроме того, несмотря на то, что 1 апреля не за горами, остаётся немало неясностей по поводу деталей программы.
Экономический «пылесос» Москвы заставляет её окрестности на тысячу с лишним километров жить, ориентируясь на столицу. Например, чтобы попасть из одного российского миллионника Самары в другой миллионник Пермь, между которыми меньше тысячи километров, сейчас существует несколько вариантов. Оперативный из них только один – авиаперелёт со стыковкой в Москве. Это совсем не дёшево. За сопоставимые деньги можно долететь, например, из Самары во Франкфурт-на-Майне. Альтернативы этому варианту – сутки на автобусе по разбитым дорогам или поездка поездом с пересадкой в Екатеринбурге, которая займёт около полутора суток. Такая ситуация, по сути дела, не устраивает никого. Власти ощущают, что имеют дополнительную нагрузку на московскую инфраструктуру из-за транзитных пассажиров, вынужденных путешествовать достаточно нелогичным способом. Для жителей провинциальных городов это лишний повод посетовать на то, что Москва слишком многое берёт в свои руки.
Казалось бы, транспортной панацеей для регионов могла бы стать программа субсидированных авиаперевозок. Но с выполнением программы, похоже, переусердствовали. «Коммерсант» приводит в своей статье ориентировочную стоимость билетов по разным направлениям, которые должны появиться по новой программе. По 21 рейсу в неделю запланировано из Самары в Нижний Новгород (3906 руб.), Оренбург (3364 руб.), Саратов (2984 руб.) и Уфу (3310 руб.). По 14 рейсов в Саранск (2876 руб.) и Пензу (2984 руб.), 12 в Ижевск (3572 руб.), по 10 в Киров (4286 руб.) и Чебоксары (2930 руб.), восемь в Пермь (4720 руб.), по семь вылетов ожидается в Казань (2311 руб.) и Йошкар-Олу (3201 руб.).
Из списка видно, что чиновники подошли к реализации программы очень буквально. Самара будет связана авиарейсами с центрами всех регионов ПФО, кроме Ульяновска. Причём количество новых рейсов из Самары по программе равно только количеству перелётов в рамках программы из Уфы. Но Башкортостан находится на восточной окраине федерального округа. Соответственно, расстояния между Уфой и другими столицами регионов ПФО довольно солидные. Во всяком случае больше, чем между ними и Самарой, находящейся ближе к географическому центру округа.
Если даже отринуть рассуждения по поводу цен на билеты, которые и с учётом их 50% стоимости оказались довольно немалыми, то целесообразность большинства направлений в рамках программы субсидированных авиаперевозок вызывает большое сомнение.
Возьмём, к примеру, перелёт Самара-Казань. Самолёт будет преодолевать расстояние в 400 километров между городами примерно полчаса. Прибавим к этому регистрацию в аэропорту, которая обычно заканчивается за полчаса до отправления рейса. Итого, получается 1 час. Приблизительно столько же стоит добавить на дорогу до Курумоча. Казанский аэропорт также находится довольно далеко от центра города, и дорога до него займёт ещё примерно 1 час. Итого, для того, чтобы попасть из центра Самары в центр Казани самолётом, потребуется не менее 3 часов. При этом на машине это расстояние можно преодолеть за 4-5 часов. А дорога на рейсовом автобусе, которые ходят несколько раз в день, займёт около 6 часов (при этом не будет необходимости пересаживаться и проходить через рамки в аэропорту). А стоить поездка на рейсовом автобусе будет почти в 3 раза дешевле, чем билет на самолёт с 50% компенсированной стоимостью.
Также только на бумаге красиво выглядят идеи с перелётами из Самары в Уфу, Оренбург, Саратов и Пензу. С этими городами у Самары есть прекрасное железнодорожное сообщение, а расстояние не превышает и 500 километров, что даёт возможность попасть туда без особых трудностей на автомобиле. Из ближних рейсов разве что о востребованности саранского направления можно говорить относительно определённо, учитывая кадровые перестановки в правительстве области и нынешние особые отношения с республикой Мордовией.
Пожалуй, шансы на выживание по окончании программы субсидирования имеют только 3 направления: Нижний Новгород, Пермь и Киров. Транспортное сообщение с этими крупными городами и Самарой сейчас действительно затруднено. Хотя авиарейс между Самарой и Нижним Новгородом и сейчас прекрасно существует без всяких правительственных программ.
Кроме того, в программе до сих пор остаются большие неясности. И только после появления дополнительной информации можно будет серьёзно рассуждать о том, насколько успешной может быть затея властей. Лишь в марте будут определены авиакомпании, которые будут осуществлять рейсы в её рамках. Соответственно, непонятно, какой флот будет задействован в перелётах. В СМИ появлялась информация о том, что в рамках программы, вероятно, будут задействованы 10-местные самолёты «Рысачок» производства «ЦСКБ-Прогресс». Впервые «Рысачок» был представлен на авиасалоне «Макс» в 2011 году. И только в январе этого года начались его сертификационные испытания. Захотят ли люди ради сомнительного выигрыша во времени за немалые деньги летать на сырой продукции отечественного авиапрома – большой вопрос…
В любом случае желающие полетать по программе субсидированных авиаперевозок найдутся. Возможно, несколько блогеров, интересующихся темой авиации, даже слетают в Пензу, потратив 100 долларов взамен на экзотический материал для своих дневников. Кому-то покажется, что туристический перелёт на выходные в Казань за 80 долларов – это оригинальная идея. Но о каком-то коренном переломе транспортной ситуации после начала реализации программы говорить невозможно. Крайне высока вероятность, что рейсы, сделанные для галочки, закроются сразу после того, как федеральный и региональный бюджеты перестанут субсидировать половину стоимости билетов. В пору хоть делать в аэропортах городов ПФО Duty-free. Точнее, хотелось бы верить, что ноябрь переживут хотя бы действительно необходимые рейсы в Нижний, Пермь и Киров.
Увы, в очередной раз реализация вполне здравой идеи сводит её к абсурду. И снова за счёт налогоплательщиков…